В ответ на вопрос, какое явление лучше всего характеризует реалии последних лет, большинство из нас с высокой долей вероятности назовет стремительную миграцию всех сфер нашей жизни в онлайн. Потребовалось совсем немного времени, чтобы интернет практически полностью вытеснил или радикально изменил целый ряд привычных процессов.
Операторы мобильной связи на протяжении нескольких лет констатируют сокращение доходов от услуг голосовой связи. Личная и рабочая переписка в мессенджерах оказалась отличной альтернативой телефонным разговорам – эффективной, экономящей время и, наконец, сводящей к минимуму риск побеспокоить собеседника в неподходящий момент. Интернет и мобильный банкинг успешно взяли на себя функцию выполнения основных банковских операций, оплаты коммунальных и прочих услуг, избавив нас от необходимости посещать отделения банков. Пандемия COVID-19 ускорила процесс перехода в онлайн. Интернет-магазины, сервисы доставки еды, онлайн-кинотеатры, образовательные онлайн-платформы и площадки для проведения конференций – вот лишь несколько направлений бизнеса, для которых пандемия не только не обернулась катастрофой, как для многих традиционных сфер деятельности, но послужила точкой роста.
Карантин и жизнь в режиме вынужденной самоизоляции произвели перелом в сознании потребителей интернет-услуг. Даже те люди, которые раньше в силу привычки или возраста настороженно относились к интернет-коммерции во всех ее проявлениях, убедились, что покупать онлайн продукты, одежду или лекарства удобно и безопасно: не нужно подвергать себя лишнему риску, отправляясь за покупками на базар или в магазин, а возможность оплатить доставку онлайн или p2p-переводом исключает необходимость использования наличных денег, которые в условиях пандемии являются переносчиками болезни.
Словом, достоинства онлайн-технологий очевидны, и чем совершеннее они будут становиться, тем меньше сфер нашей жизни останется не затронуто их влиянием.
Привыкая безоговорочно доверять онлайну, приходится принимать во внимание, что развитие и техническое совершенствование любой прогрессивной технологии не обходятся без сбоев и ошибок. Интернет-сервисы, а также компании, деятельность которых завязана на работу в онлайне, – не исключение, и причины тому могут быть самые разные – от поломки оборудования до человеческого фактора, ведь за любой самой современной технологией стоят люди, которым свойственно ошибаться.
Перебои в работе онлайн-сервисов происходили и раньше, когда на интернет еще не были так тесно завязаны все сферы нашей жизни. День 16 августа 1996 года вошел в историю интернета как «черная среда»: более 6 млн клиентов провайдера AOL почти на сутки лишились доступа к сервисам компании из-за того, что в ее дата-центрах проводились ремонтные работы. Гендиректор и основатель AOL Стив Кейс публично принес извинения и на день открыл клиентам компании бесплатный интернет-доступ.
Один из самых серьезных (и курьезных) сбоев в истории интернета произошел зимой 2008 года, когда власти Пакистана решили перекрыть населению страны доступ к YouТube под предлогом того, что на ресурсе были размещены ролики, оскорбляющие ислам. Пакистанские провайдеры выполнили требование властей своей страны, но в течение двух часов доступ к видеохостингу не могли получить пользователи почти всех стран мира. Из-за серии ошибок большинство провайдеров начали перенаправлять предназначенный для YouТube трафик в Пакистан – единственную страну, где сервис был запрещен.
Сегодня уровень развития интернет-технологий несравнимо выше, чем десять лет назад, но полностью застраховать себя от технических инцидентов не удается даже глобальным цифровым гигантам. В декабре 2020 года пользователи Youtube, Gmail и других сервисов Google столкнулись с масштабным сбоем, однако администрация Google быстро взяла ситуацию под контроль и в течение часа восстановила доступ к сервисам. Месяцем ранее сервис Downdetector, отслеживающий работу интернет-ресурсов по всему миру, обнаружил проблемы в работе шведского музыкального сервиса Spotify. По данным Downdetector, больше всего сбоев зафиксировано в Нидерландах и Великобритании, а также в других странах Европы. Небольшие неполадки были замечены в России, Бразилии и США, при этом 82% пользователей отмечали, что не работало потоковое воспроизведение музыки. Позже Spotify сообщила в Twitter, что внесла несколько изменений и работа сервиса вернулась к норме.
Порой сбои происходят и в работе онлайн-банкингов. В конце 2020 года о технических проблемах и сложностях с входом в приложение сообщили пользователи «Раффайзенбанка». Неполадки, ставшие причиной сбоев, удалось оперативно устранить. Если временное отсутствие доступа к музыкальным или стриминговым сервисам большинство пользователей воспринимает как досадную, но не угрожающую серьезными последствиями неприятность, то сбои в работе онлайн-банкинга невольно заставляют переживать по поводу сохранности денег и возможной утечки данных.
Между тем технический сбой – не повод для паники. Если пользователь соблюдает рекомендованные банком меры безопасности – устанавливает сложный пароль или дополнительную защиту, блокирует карты в случае утери смартфона, пользоваться интернет-банкингом безопасно. Со своей стороны и банки делают все возможное, чтобы свести к минимуму вероятность сбоев. Вышеупомянутый «Раффайзен», например, направляет на усовершенствование IT-инфраструктуры средства, которые высвобождаются в результате закрытия физических отделений.
Сегодня интернет для нас настолько же необходим, как водопровод и электричество. И чем больше наша повседневная жизнь будет перемещаться в онлайн, а с учетом пандемии COVID-19 этот тренд, безусловно, сохранится, тем больше различные онлайн-сервисы будут прилагать усилия к тому, чтобы предотвратить возможность инцидентов, которые для любой компании означают не только репутационные, но и финансовые потери. А для пользователя удобство и возможность сделать покупки или получить услугу, не подвергая себя лишним контактам, – преимущество, ценность которого сегодня трудно поставить под сомнение.