USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62934.10$
-859.400

Еркегали Машир: Настало подходящее время для цифровизации

Хотя она и носит вынужденный характер, добавляет глава группы компаний Azimut Solutions

Share
Share
Share
Tweet
Share
Еркегали Машир: Настало подходящее время для цифровизации- Kapital.kz

Скачок в IT-отрасли во время пандемии COVID-19 оказался колоссальным, и необходимость развития диджитал-сферы ощутили как крупные корпорации, так и малый и средний бизнес. Кто попал под большой удар, какие диджитал-профессии будут востребованы и куда движется рынок рассказал генеральный директор группы компаний Azimut Solutions, член IT-совета НПП «Атамекен» Еркегали Машир.

- Еркегали, увеличится ли рост объема производства отрасли ИКТ после 2020 года и за счет чего?

- Однозначно, да. По итогам 2018 года объем производства отрасли ИКТ в Казахстане составил 2 053,1 млрд, что на 9% больше, чем в 2017 году. Сейчас же объем ИКТ-рынка составляет уже 3,3% от ВВП страны - $5,9 млрд. Учитывая удар, который реальный сектор получил во время пандемии – около 50% торговых предприятий понесли весомые потери ввиду ограничения деятельности в период ЧП, влияние ИКТ-индустрии на ВВП Казахстана может значительно вырасти, сектор может диктовать «условия игры».

Мы прогнозируем рост объема благодаря программе «Цифровой Казахстан». Сейчас для нашей страны настало вынужденное, но наиболее подходящее время для того, чтобы заниматься IT-бизнесом. Правительство планирует увеличить инвестиции в ИКТ-рынок до 419 млрд тенге до 2029 года, довести долю местного содержания до 40% – это позволит сохранить огромные суммы внутри казахстанской экономики.

С каждым годом мы видим все большее количество секторов экономики, которые цифровизируются: государственный и квазигосударственный секторы, финансовый рынок, недропользование. Перед ними стоит одна задача – автоматизировать процессы, увеличить прибыль и улучшить финансовые показатели.

Государственная программа «Индустрия 4.0», направленная на крупные промышленные компании, также влияет на инновации и развитие экономики страны, количество низкоквалифицированных рабочих мест сократится, а освободившиеся кадры будут работать по другим направлениям, так как рынок испытывает огромный кадровый голод.

Рост телекоммуникационного сектора также обусловлен повышением объемов потребления трафика. Появляются совершенно новые разновидности видео и аудиоконтента, растут требования к качеству «картинки», потребительская электроника помогает потреблять и производить контент того качества, которое ранее было доступно только владельцам профессиональной техники. Операторам необходимо расширять и оптимизировать каналы связи, внедрять инновации, новые технологии и 5G. Уже к концу 2025 года ожидается 1,8 млрд 5G-пользователей во всем мире. Финтех успешно развивается и растет, мы видим, как банки начинают трансформироваться, развивая диджитал-услуги. Сегодня уже не надо посещать отделение, для того чтобы получить ряд банковских услуг. Многие сервисы доступны онлайн, активно растут и используются населением.

Стимуляция развития IT происходит за счет государства, корпоративного сектора и людей, которые все больше переходят в онлайн, меняя привычки и образ жизни. Коронавирус стал толчком в резком потреблении онлайн-услуг, объемы выросли более чем в 4 раза.

- Какие отрасли станут успешными в мире и в Казахстане за счет перехода в онлайн и какие диджитал-профессии будут востребованы?

- Здесь я особо выделю все услуги в области финтех и онлайн-обучение. Также значительно растет рынок развлечений, онлайн-кинотеатры, которые уже включены в пакетные приложения операторов связи, а доступ к ним облегчен. Растет и потребление трафика, активно развивается интернет-контент. Каждый хочет создавать свое и продвигать на местном рынке.

Возникла также острая необходимость во внедрении big data-методологий и технологий. Если раньше многие хотели стать юристами и экономистами, сейчас нужно становиться экспертами в области data science, то есть аналитиками, которые, работая с большим количеством данных, могут проанализировать продукт, и составить портрет и оценку его потребителей. Финтех тоже востребован: быстрые онлайн-оплаты, конвертирование валюты с разных точек мира. Здесь, в свою очередь, необходимы специалисты, которые будут развивать технологии онлайн-переводов и продаж.

- На что нужно обратить внимание основателям стартапов?

- Сегодня IT-cтартапу нужно обратить особое внимание на B2B и B2G-рынок, где он может решать конкретные задачи, помогать клиентам развиваться. Например, написать решение для банков, чтобы выявлять мошенничества. Необходимо глубокое погружение в продукт и потребности клиента.

Новичкам я бы порекомендовал набраться опыта в более зрелых локальных и международных компаниях. Работая в них, люди начинают мыслить по-другому, учатся не теряться в потоке информации, который в современном мире только растет и растет.

- Готов ли Казахстан в 2020-2021 учебном году перейти на онлайн-обучение? Опыт пандемии показал нехватку множества ресурсов. Реально ли за летний период перевести образование в диджитал?

- Объективно 3 месяца – очень короткий срок, чтобы перевести на дистанционное обучение всю систему образования для трех миллионов школьников и одного миллиона студентов. Даже если государство максимально успеет подготовиться, мы видим недостаточное количество конечных инструментов вроде компьютера, планшетов, доступной связи. Думаю, что такие же выводы сделали многие другие страны-соседи.

Нужно провести масштабную работу не только школ, но и всей государственной системы. Это должна быть совместная работа. Школьники уже потеряли два месяца полноценного обучения, если мы потеряем еще 2-3 месяца, то это отразится на экономике, когда через энное количество лет получим выпускников с недостаточным уровнем образования.

На данном этапе стоит большая задача у операторов связи предоставить качественный и безопасный доступ к онлайн-платформам. Тот же Zoom, Webex и ряд других решений, включая и те, что основаны на открытом исходном коде — это все зарубежные продукты. У нас не хватит ресурсов и трафика, чтобы «стучаться» в международные серверы. Поэтому перед участниками ИКТ-рынка как минимум стоит задача по разработке отечественных аналогов.

Необходимо уже сейчас строить подходящую инфраструктуру и локальные серверы, а задача МОН РК распределить это по нужным направлениям и обеспечить качественным обучением.

До 2021 года по программе «Дорожная карта «Анализ в программном обеспечении и телекоммуникационном оборудовании для Центрального государственного органа (ЦГО), Местного исполнительного органа (МИО) и критически важным объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры (КВОИКИ) на 2021 год»  планируется закупить ПО и ИКТ на 25,6 млрд тенге – это значительный вклад в развитие отрасли и при правильном подходе и выстроенных задачах можно достичь отличных результатов и за лето.

- Пандемия COVID-19 поспособствовала резкому росту IT и в сфере медицины. Какую картину вы видите в Казахстане?

- Медицина в Казахстане требует огромной цифровой реформы. У нас есть зрелое поколение медработников, которое еще не может качественно и быстро работать за компьютером, им все еще легче писать вручную. Необходимо повышать как квалификацию врачей, так и их цифровую грамотность.

Все понимают, что цифровизация медицины остро необходима, но еще никто не понимает, как это сделать с учетом четкого направления. Пока Казахстан ввел только цифровые медицинские карточки, но не во всех поликлиниках они реально применяются.

Нужно развивать телемедицину, проводить онлайн-консультации международных врачей, систематизировать процессы, привлекать инвестиции в новые технологии, такие как машинное обучение и прогнозирование, которые могут помочь как с увеличением точности и ускорением диагностирования заболеваний (в десятки раз), так и с равномерным распределением нагрузки по больницам. Медицине необходим новый менеджмент, ориентированный на инновации и оптимизацию.

- Что сейчас нужно делать компаниям, какие шаги предпринять?

- Компаниям нужно максимально эффективно использовать время для решения внутренних проблем. Сейчас идеальное время, чтобы продумать дальнейшую стратегию развития компании. Мы понимаем, что к сентябрю состояние экономики не станет лучше, а значит – будем восстанавливаться и расти вместе со всеми. Вероятно, даже после ослабления или снятия карантина значительная часть людей продолжит работать удаленно. И поэтому сейчас подходящее время для того, чтобы проводить обучение сотрудников, работу с командой, перераспределение и переоценку сил, формирование правильного фокуса команды.

Хочу отметить, что государству необходимо сделать все возможное, чтобы восстановить экономику и минимизировать потери бизнеса. Это новая реальность, в которой мы уже живем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.