Как коронакризис повлиял на IT-сектор и что будет дальше? По словам руководителя Группы консультирования в области IT KPMG в Казахстане и ЦА Константина Аушева, в
новых реалиях компании стали осторожнее и дольше принимать решения о
старте проектов. «Им сложнее прогнозировать свои денежные потоки», - отметил он. При этом наибольшее снижение темпов роста бизнеса ожидается
у крупных IT-интеграторов. В интервью корреспонденту центра
деловой информации Kapital.kz эксперт рассказал, как трансформируется сектор информационных технологий.
- Константин, какие тренды стали прослеживаться на IT-рынке после введения режима ЧП в стране и какие из них
сохранятся в дальнейшем?
- Тенденции практически не изменились. В Казахстане по-прежнему существует потребность в развитии инфраструктуры для дата-центров. Поэтому сейчас, когда компаниям важно оперативно подключать сотрудников, работающих удаленно, к различным сервисам, возрастает интерес к облачным технологиям. В том числе к публичным облакам. В целом спрос наблюдается на весь спектр цифровых технологий.
Если
говорить о самих компаниях, то прослеживается тренд на сокращение
издержек. Однако сектор IT и телекоммуникаций в меньшей степени сократили
планы по реализации капиталоемких проектов. Согласно исследованию KPMG о
влиянии COVID-19 на экономику Казахстана, практически все респонденты обращали
внимание на необходимость развития онлайн-технологий в их организациях. Поэтому
многие компании на местном рынке активно наращивают предложения, рассчитывая
на рост бизнеса в нынешних условиях. Исключением являются моноориентированные
структуры. Например, работающие в нефтедобывающем секторе.
Хочу отметить, что любые реалии несут в себе как угрозы, так и возможности. Коронакризис развивался постепенно, поэтому многие компании успели подготовиться. Нельзя сказать, что сейчас абсолютно все проекты на рынке заморожены. Более того, мы стали получать запросы на IT-продуты примерно на 20% чаще. Даже по сравнению с 2019 годом снижение интереса к нашим услугам незаметно. Но в новых реалиях организации стали осторожнее и дольше принимать решения о старте проектов. Им сложнее прогнозировать денежные потоки, выбирать эффективные источники финансирования.
Еще один тренд - это маркетинговые стратегии. Они стали агрессивнее. Это связано с тем, что личные встречи и публичная презентация проектов стали недоступны. А оставаться заметным в онлайне – это ежедневная работа.
- Многие организации в период пандемии урезали бюджеты. Затронул ли этот тренд IT-сектор?
- В апреле мы проводили исследование о том, какие статьи расходов урезают IT-компании в СНГ в период пандемии. Затраты на персонал оказались в топе. При этом 68% организаций сообщили, что пока не корректировали годовые бюджеты на персонал. Около 25% опрошенных отметили, что уже сократили такие издержки, 7% нарастили. Снижение расходов на персонал не всегда связано с сокращением штата. Некоторые компании приняли решение сократить расходы на страховки, транспорт, логистику или питание. В основном затраты на персонал также урезали за счет уменьшения рабочего времени специалистов на период действия ЧП.
- Коронакризис подтолкнул многие компании к цифровизации бизнес-процессов, ускоренному внедрению новых технологий. Какие решения стали наиболее востребованными?
- Наш недавний опрос топ-менеджмента компаний по всему миру, в том числе в нашем регионе, показал, что для 71% руководителей приоритет на ближайшее время – решения в области кибербезопасности. Половина руководителей считает, что внедрение таких решений не только приведет к снижению рисков, но и будет способствовать росту доходов.
Вторым приоритетом руководителей являются инвестиции в когнитивную автоматизацию, «цифровой» труд. Согласно опросу, 16% респондентов сообщили, что они уже применяют искусственный интеллект в отдельных бизнес-процессах, а 31% находится на стадии пилотирования подобных решений. 53% уточнили, что рассчитывают на ограниченное применение искусственного интеллекта в будущем. Треть директоров считает, что в ближайшие пять лет роботы заменят пятую часть сотрудников в их организациях. Однако большинство опрошенных (69%) полагает, что это не приведет к сокращению штата.
По-прежнему уже на протяжении нескольких лет в топ используемых технологий входят облака. В той или иной степени облачные технологии используют 87% организаций по всему миру.
Интересными, особенно в период ограничений на перемещение, были решения в области виртуальной реальности. Еще до режима изоляции их использовали в организациях в три раза чаще по сравнению с предыдущим годом.
А вот решения на основе блокчейна последние два года теряют свою популярность. Видимо, играют роль нерешенные вопросы в области ресурсозатратности, гибкости, а для отдельных областей применения – и регуляторные аспекты.
- В новых реалиях бизнес чаще стал использовать различные платформы для проведения онлайн-конференций, вебинаров. Например, с 31 января стоимость акций сервиса видеосвязи Zoom выросла более чем в два раза. Как вы считаете, можно ли ждать в 2020-2021 годах появления казахстанских сервисов, аналогичных Zoom?
- Насколько мне известно, пока в Казахстане нет таких платформ, с помощью которых можно провести крупные вебинары. Не думаю, что они в ближайшее время появятся на рынке. Дело в том, что пока возникает много вопросов к инфраструктуре, которая могла бы обеспечивать безопасность и доступность качественных одновременных эфиров. Возможно, в рамках отдельных IT-сервисов для сегмента B2B будут добавляться услуги телефонных и видеозвонков.
- А какие еще платформы стали востребованы в период пандемии?
-
Карантинные меры подтолкнули компании к более активному развитию тех сервисов и
направлений, которые развивались в интернете последние 2-4 года. В первую очередь маркетплейсов
для онлайн-торговли.
Большой интерес наблюдается к продуктам, которые роботизируют различные процессы. Лидерами здесь являются зарубежные поставщики – Automation Anywhere, Blue Prism, UiPath и другие.
В тренде также технологии, связанные с управлением мобильными гаджетами сотрудников, различные облачные сервисы потоковой и прогнозной аналитики, отслеживания цепочки поставок, управления финансами. Спросом пользуются и базовые технологии и сервисы, связанные с обеспечением безопасности, предотвращения утечек информации, мониторинга инфраструктуры.
- В этот непростой период бизнесмены обычно ищут перспективные проекты для инвестиций. Какие интересные направления на казахстанском и мировом рынках вы можете обозначить?
- Интересных IT-проектов всегда было много. Во-первых, на «удаленке» и карантине росло количество онлайн-транзакций. Это облегчает накопление огромных баз данных. Поэтому в тренде будут решения по работе с большими данными, позволяющие создавать персональные предложения для клиентов, минимизировать риски, управлять производством, внутриклиматическими условиями и т. д.
Хочу еще раз подчеркнуть, что перспективны и решения, связанные с роботизацией процессов. Роботы, которые внедряются на рынке, где-то на 80% разрабатываются на платформах зарубежных поставщиков, чья бизнес-модель основана на ежегодной подписке. В итоге стоимость одного робота может составлять несколько тысяч долларов. С одной стороны, это не очень большая сумма, учитывая скорость внедрения роботов и предоставляемую гибкость в плане индифферентности к системам. С другой стороны, речь идет о ежегодных затратах. Не удивительно, что на рынках Казахстана и СНГ уже начали появляться стартапы, ведущие разработки собственных платформ роботизации процессов.