USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.25$
-0.090
BTC
98833.10$
+789.200

Как трансформируется IT-сектор в период пандемии?

В тренде будут решения по работе с большими данными, считает эксперт KPMG

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как трансформируется IT-сектор в период пандемии?  - Kapital.kz

Как коронакризис повлиял на IT-сектор и что будет дальше? По словам руководителя Группы консультирования в области IT KPMG в Казахстане и ЦА Константина Аушева, в новых реалиях компании стали осторожнее и дольше принимать решения о старте проектов. «Им сложнее прогнозировать свои денежные потоки», - отметил он.  При этом наибольшее снижение темпов роста бизнеса ожидается у крупных IT-интеграторов. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz эксперт рассказал, как трансформируется сектор информационных технологий.

- Константин, какие тренды стали прослеживаться на IT-рынке после введения режима ЧП в стране и какие из них сохранятся в дальнейшем?

- Тенденции практически не изменились. В Казахстане по-прежнему существует потребность в развитии инфраструктуры для дата-центров. Поэтому сейчас, когда компаниям важно оперативно подключать сотрудников, работающих удаленно, к различным сервисам, возрастает интерес к облачным технологиям. В том числе к публичным облакам. В целом спрос наблюдается на весь спектр цифровых технологий.

Если говорить о самих компаниях, то прослеживается тренд на сокращение издержек. Однако сектор IT и телекоммуникаций в меньшей степени сократили планы по реализации капиталоемких проектов. Согласно исследованию KPMG о влиянии COVID-19 на экономику Казахстана, практически все респонденты обращали внимание на необходимость развития онлайн-технологий в их организациях. Поэтому многие компании на местном рынке активно наращивают предложения, рассчитывая на рост бизнеса в нынешних условиях. Исключением являются моноориентированные структуры. Например, работающие в нефтедобывающем секторе.

Хочу отметить, что любые реалии несут в себе как угрозы, так и возможности. Коронакризис развивался постепенно, поэтому многие компании успели подготовиться. Нельзя сказать, что сейчас абсолютно все проекты на рынке заморожены. Более того, мы стали получать запросы на IT-продуты примерно на 20% чаще. Даже по сравнению с 2019 годом снижение интереса к нашим услугам незаметно. Но в новых реалиях организации стали осторожнее и дольше принимать решения о старте проектов. Им сложнее прогнозировать денежные потоки, выбирать эффективные источники финансирования.

Еще один тренд - это маркетинговые стратегии. Они стали агрессивнее. Это связано с тем, что личные встречи и публичная презентация проектов стали недоступны. А оставаться заметным в онлайне – это ежедневная работа.

- Многие организации в период пандемии урезали бюджеты. Затронул ли этот тренд IT-сектор?

- В апреле мы проводили исследование о том, какие статьи расходов урезают IT-компании в СНГ в период пандемии. Затраты на персонал оказались в топе. При этом 68% организаций сообщили, что пока не корректировали годовые бюджеты на персонал. Около 25% опрошенных отметили, что уже сократили такие издержки, 7% нарастили. Снижение расходов на персонал не всегда связано с сокращением штата. Некоторые компании приняли решение сократить расходы на страховки, транспорт, логистику или питание. В основном затраты на персонал также урезали за счет уменьшения рабочего времени специалистов на период действия ЧП.

- Коронакризис подтолкнул многие компании к цифровизации бизнес-процессов, ускоренному внедрению новых технологий. Какие решения стали наиболее востребованными?

- Наш недавний опрос топ-менеджмента компаний по всему миру, в том числе в нашем регионе, показал, что для 71% руководителей приоритет на ближайшее время – решения в области кибербезопасности. Половина руководителей считает, что внедрение таких решений не только приведет к снижению рисков, но и будет способствовать росту доходов.

Вторым приоритетом руководителей являются инвестиции в когнитивную автоматизацию, «цифровой» труд. Согласно опросу, 16% респондентов сообщили, что они уже применяют искусственный интеллект в отдельных бизнес-процессах, а 31% находится на стадии пилотирования подобных решений. 53% уточнили, что рассчитывают на ограниченное применение искусственного интеллекта в будущем. Треть директоров считает, что в ближайшие пять лет роботы заменят пятую часть сотрудников в их организациях. Однако большинство опрошенных (69%) полагает, что это не приведет к сокращению штата.

По-прежнему уже на протяжении нескольких лет в топ используемых технологий входят облака. В той или иной степени облачные технологии используют 87% организаций по всему миру.

Интересными, особенно в период ограничений на перемещение, были решения в области виртуальной реальности. Еще до режима изоляции их использовали в организациях в три раза чаще по сравнению с предыдущим годом.

А вот решения на основе блокчейна последние два года теряют свою популярность. Видимо, играют роль нерешенные вопросы в области ресурсозатратности, гибкости, а для отдельных областей применения – и регуляторные аспекты.

- В новых реалиях бизнес чаще стал использовать различные платформы для проведения онлайн-конференций, вебинаров. Например, с 31 января стоимость акций сервиса видеосвязи Zoom выросла более чем в два раза. Как вы считаете, можно ли ждать в 2020-2021 годах появления казахстанских сервисов, аналогичных Zoom?

- Насколько мне известно, пока в Казахстане нет таких платформ, с помощью которых можно провести крупные вебинары. Не думаю, что они в ближайшее время появятся на рынке. Дело в том, что пока возникает много вопросов к инфраструктуре, которая могла бы обеспечивать безопасность и доступность качественных одновременных эфиров. Возможно, в рамках отдельных IT-сервисов для сегмента B2B будут добавляться услуги телефонных и видеозвонков.

- А какие еще платформы стали востребованы в период пандемии?

- Карантинные меры подтолкнули компании к более активному развитию тех сервисов и направлений, которые развивались в интернете последние 2-4 года. В первую очередь маркетплейсов для онлайн-торговли.

Большой интерес наблюдается к продуктам, которые роботизируют различные процессы. Лидерами здесь являются зарубежные поставщики – Automation Anywhere, Blue Prism, UiPath и другие.

В тренде также технологии, связанные с управлением мобильными гаджетами сотрудников, различные облачные сервисы потоковой и прогнозной аналитики, отслеживания цепочки поставок, управления финансами. Спросом пользуются и базовые технологии и сервисы, связанные с обеспечением безопасности, предотвращения утечек информации, мониторинга инфраструктуры.

- В этот непростой период бизнесмены обычно ищут перспективные проекты для инвестиций. Какие интересные направления на казахстанском и мировом рынках вы можете обозначить?

- Интересных IT-проектов всегда было много. Во-первых, на «удаленке» и карантине росло количество онлайн-транзакций. Это облегчает накопление огромных баз данных. Поэтому в тренде будут решения по работе с большими данными, позволяющие создавать персональные предложения для клиентов, минимизировать риски, управлять производством, внутриклиматическими условиями и т. д.

Хочу еще раз подчеркнуть, что перспективны и решения, связанные с роботизацией процессов. Роботы, которые внедряются на рынке, где-то на 80% разрабатываются на платформах зарубежных поставщиков, чья бизнес-модель основана на ежегодной подписке. В итоге стоимость одного робота может составлять несколько тысяч долларов. С одной стороны, это не очень большая сумма, учитывая скорость внедрения роботов и предоставляемую гибкость в плане индифферентности к системам. С другой стороны, речь идет о ежегодных затратах. Не удивительно, что на рынках Казахстана и СНГ уже начали появляться стартапы, ведущие разработки собственных платформ роботизации процессов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.