Четыре года назад казахстанская компания «Техноконт» поставляла европейское оборудование для предприятий в сфере электроэнергетики. После исследования рынка менеджеры компании решили начать собственное производство электроустановок. В 2016 году компания запустила свой цех и успела выйти на экспорт в Россию, Кыргызстан и Узбекистан, постепенно наращивая обороты. Как молодому предприятию удается конкурировать на рынке зарубежных и местных промышленных гигантов, как Фонд «Даму» помог реализовать бизнес-идею — об этом коммерческий директор компании Азиз Мухтасимов рассказал корреспонденту «Капитал.kz».
Как идея превратилась в бизнес
«Идея появилась в 2014 году. Мы тесно сотрудничали с крупной западной производственной компанией по линейке продукции, больше по системе управления технологическими процессами. Очень четко прослеживалось, что именно продажа средневольтных ячеек у них была не налажена, рынок просил больше. На то были свои причины. Усилилась конкуренция со стороны китайских производителей. В результате закупочные цены компаний значительно упали, а потом произошла девальвация, и наш партнер потерял свои объемы рынка», — говорит Азиз Мухтасимов.
Так появились неплохие предпосылки для организации производства продукции с местным содержанием западного качества и по цене, которая могла бы конкурировать с китайской продукцией. К тому же, на тот момент активно реализовывались программы поддержки отечественных товаропроизводителей.
«Сначала мы прощупывали рынок продажами без организации производства. И в 2016 году стали предпринимать первые шаги в этом направлении. Подписали лицензионное соглашение с компанией — партнером и приступили к производству. Первый проект, который был реализован и достаточно успешно, это проект Международного аэропорта Назарбаев, куда мы поставили оборудование. Это было комплексное распределительное устройство, производимое нами на базе ячеек ЦРП VU Safe для электрификации аэропорта», — рассказал Азиз Мухтасимов.
За два года компания успешно реализовала в Казахстане ряд крупных проектов по поставке оборудования, в том числе на ПК «Медео», АО «СНПС — Актобемунайгаз», ТОО «Строительная компания Базис», и оснастила такие организации, как АО «АЖК» и насосная станция Алматинской ТЭЦ-2.
Воплотить идею в перспективный бизнес помогли субсидии в рамках государственной программы от АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в размере 150 млн тенге. На эту сумму основатели компании приобрели оборудование, в последующем вложив в проект еще столько же собственных и заемных средств. Таким образом, на запуск цеха по производству оборудования среднего и низкого напряжения, который находится в Алматы, понадобилось 300 млн тенге. Сейчас здесь на постоянной основе трудятся 22 человека и еще несколько десятков сотрудников на аутсорсинге. В год бригада способна производить до 500 КРУ (ячеек). Эти ячейки из предварительно оцинкованной стали служат потребителям до 25−30 лет.
Ориентир на экспорт
Общий объем продаж компании «Техноконт» в этом году составил порядка 1,5 млрд тенге. При этом 90% готовой продукции ушло на экспорт. Продукцией казахстанского производства заинтересованы в России и Кыргызстане, несколько десятков ячеек «made in KZ» уже отгрузили в Узбекистан.
«В Узбекистан мы поставили оборудование в рамках проектов строительства ледовой арены, подстанции для электроснабжения „Хумо Арена“. Ведется проектирование внешнего электроснабжения „Tashkent City“. Я думаю, что наше преимущество обеспечивается за счет гибкой ценовой политики — оборудование на 20% дешевле, чем у западных аналогов. А качество не уступает продукции таких производителей, как АВВ, Schneider Electric и Siemens. В будущем, с увеличением производственных мощностей 30% установок планируется реализовывать на территории центральноазиатского региона», — утверждает предприниматель.
До 2020 года компания намерена нарастить объемы производства до 3 млрд тенге. По прогнозам Азиза Мухтасимова, не более 10% из этой суммы будет поступать от реализации оборудования на внутреннем рынке.
С чем связана такая диспропорция
«Изначально мы закладывали фундамент экспортно ориентированного предприятия, но не предполагали, что большая часть продукции будет уходить за рубеж. Наш внутренний рынок огромен: помимо профильных предприятий, таких как РЭС (распределительные электростанции) и KEGOC, мы можем оснащать заводы, фабрики, любые производственные и непроизводственные компании, которые нуждаются в обеспечении электричеством. Однако сейчас почти все наше оборудование уходит на экспорт. Занять внутренний рынок оказалось сложнее», — констатирует бизнесмен.
В Астане компания смогла заявить о себе. На алматинский рынок решили войти через городской акимат, вели переговоры с потенциальными клиентами, с системообразующей компанией на энергетическом рынке из квазигосударственного сектора. «У нас не получилось „вклиниться“ в техническую политику и в итоге мы не поставили в Алматы никакого оборудования. Несмотря на то, что пользуемся программой поддержки отечественного товаропроизводителя, прослеживается определенная неэффективность ее исполнения», — говорит Азиз Мухтасимов.
Еще одна сложность вхождения на казахстанский рынок, с которой пришлось столкнуться молодой компании — наличие производственных гигантов в профильной отрасли, многолетний опыт которых уже выстроил прочные связи с крупными потребителями. Для того чтобы конкурировать, приходится искать новые рынки сбыта или уходить в другой ценовой сегмент, чем компания планирует заняться в ближайшее время.
Выйти за рамки чужого ценового сегмента
«Мы не привязываемся к господдержке, но она бы не помешала нам в продвижении отечественной продукции. Еще одна возможность занять свое место на казахстанском рынке — поменять ценовую политику. Мы намерены занять узкую прослойку между верхним и средним ценовым сегментом, то есть с ценами ниже европейских, но выше местных. Сейчас стоимость одной ячейки составляет 10 тыс. евро, мы хотим поднять цену до 15 тыс. Таким образом, она будет ниже, чем, к примеру, у Siemens, но выше, чем у казахстанского завода. Пока мы ценовую политику держим на уровне отечественного производителя с целью реализовать как можно больше проектов у себя, чтобы казахстанские технические специалисты и эксплуатационный персонал поняли — нашей продукции можно доверять», — делится стратегией бизнесмен.
Почему следует повысить стоимость ячеек? «Нам нужны средства для расширения производства. Основные затраты пойдут на строительство лаборатории. Вы знаете, что в Казахстане нет лабораторий для испытания такого рода оборудования. Ячейки приходится отправлять в Москву или Европу для прохождения сертификации и компании придется тратить до 150 тыс. евро для сертификации на одну ячейку. Это 50% всех инвестиций в наш завод. Но получение международных стандартов нам необходимо для того, чтобы мы оставались успешными в экспорте в страны СНГ — казахстанские сертификаты не являются для них основанием», — отметил предприниматель.
Строительство собственной лаборатории существенно сократит расходы и станет заключительным шагом в организации производства. Однако перед этим команде предстоит решить еще несколько задач.
О планах
«С начала 2018 года мы поставили задачу построить собственную производственную площадку и до конца 2019-го перейти на полный выпуск продукции, как ячеек, так и сердцевины — выключателя. Именно выключатель составляет 45% от всей стоимости ячейки. Это очень сложное оборудование. Сборка выключателя ведется по определенной технологии, право на которую мы приобрели у турецкой компании Astor. Это позволит нам увеличить казахстанское содержание продукта до 85% и не зависеть от импорта и сильных валютных колебаний, которым мы подвержены на сегодняшний день», — говорит Азиз Мухтасимов.
Проект является весьма эффективным, с высоким показателем возврата инвестиций. «Наша цель — в течение 5 лет вывести объем продаж на уровень в 3 млрд тенге с уровнем прибыли до уплаты налогов в 22−25%», — говорит он.
С акиматом Алматы подписан меморандум, они подключили компанию к программе поддержки «Дорожная карта бизнеса-2020». «Мы получили кредит на закупку оборудования, городская администрация выделила нам землю — порядка 30 соток в индустриальной зоне, где на текущий момент мы готовы начать строительство. Но пока остается ряд нерешенных вопросов с документацией, и реализация проекта переходит на следующий год. В индустриальной зоне будет основан наш первый производственный цех», — поделился планами Азиз Мухтасимов.
Это, по мнению предпринимателя, позволит урегулировать еще один вопрос — кадровый. В штате компании работают специалисты, накопившие опыт в сфере энергетики и машиностроения. Однако, чтобы их найти, пришлось приложить немалые усилия. Дефицит экспертов в этой отрасли руководство компании «Техноконт» готово восполнять, привлекая на практику студентов профильных вузов, организуя дуальное обучение на базе своего завода, а также стажировки за рубеж с дальнейшим трудоустройством. Запуск предприятия позволит создать дополнительно до 250 рабочих мест.