Как превратить каждый город Казахстана в полноценный smart-city? Чтобы понять это, 14 сентября в Алматы собрались представители региональных исполнительных органов и IT-сообщества.
Формат встречи внешне напоминал привычные для административных работников «доклады о проделанной работе». Представители разных управлений акимата Алматы по очереди выходили на сцену, чтобы зачитать список достижений и вызовов перед аудиторией с экспертами IT-сообщества.
Подразумевалось, что демократичность события и открытость обсуждения сподвигнут присутствующих здесь же гостей из разных областных управлений страны принять новый формат как руководство к действию. Однако реакция на выступления была далека от привычных для чиновников собраний. По сути, каждый из них попал под шквал обоснованной и компетентной критики, звучавшей со стороны аудитории.
Начиналось все довольно спокойно. Прозвучал обнадеживающий отчет о темпах цифровизации госуслуг в Казахстане и Алматы. Как выяснилось, 34 тыс. программистов Алматы формируют 65% всей добавленной стоимости страны в области цифровой экономики. Стало понятно, почему именно эту боеспособную армию государство планирует привлечь к решению задач модернизации в разных хозяйственных сферах страны.
К примеру, среди актуальных задач коммунального хозяйства — цифровизация работы КСК, наведение порядка в области учета коммунальных сетей. «Цифровизация должна создать условия для компромисса между естественными монополиями и потребителями, в числе которых много жителей частного сектора, — сказал модератор события Ерлан Есмамбетов, заместитель председателя правления АО «НИХ «Зерде». — Только цифровизация процесса и полный учет ресурсов могут избавить потребителей от постоянного роста тарифов».
Во время рассмотрения проблем образования аудитория слегка ожила, но сдержала негативную реакцию. Дежурный отчет о цифровизации школ был принят скептически, но без активной обратной связи. Однако когда речь зашла о медицинской системе, аудитория перестала себя сдерживать. Следуя логике спикера, который заявлял, например, о том, что электронными паспортами здоровья охвачены 90% жителей Алматы, собравшиеся потребовали подтвердить эти цифры, не выходя из аудитории. И чем более неуверенно под градом упреков чувствовали себя спикеры, тем более точные звучали претензии. Когда прозвучало выступление на тему проблем безопасности городской среды, а тем более развития транспортной инфраструктуры, спрос стал еще более жестким.
Тем не менее завершающая часть события прошла в деловом ключе в формате круглых столов, в ходе которых программисты могли получить детальное описание проблем, стоящих перед разными административными департаментами. Итоговый опрос участников события показал, что, несмотря на скептическую реакцию программного сообщества на формализм докладов, IT-сообщество положительно оценило новый способ вовлечения профессионалов рынка в решение общих проблем города и готово включиться в работу.