Операционная система Android по своей сути является открытой, однако при ближайшем рассмотрении ее открытость выглядит довольно условной. Издание The Wall Street Journal отмечает, что ему удалось получить доступ к текстам соглашений, заключаемых между Google и производителями устройств на базе ее ОС, пишет cybersecurity.ru.
Сама по себе ОС действительно свободна для использования, однако чтобы использовать ее в привычном виде - с доступом к Google Play, с клиентом YouTube и некоторыми приложениями производства Google, компании-производители должны сделать ряд «услуг» для Google. В частности, установить ее поисковик в качестве стандартного, а также установить в качестве стандартных ряд программных продуктов.
Европейские антимонопольные чиновники сейчас ведут расследование в отношении компании и среди прочего исследуют и эти особенности процесса дистрибуции Android. «Google очевидно злоупотребляет доминирующей позицией Android на рынке и таким образом продвигает свои остальные решения. В Европе компании с доминирующей позицией должны продвигать идею конкуренции», - говорит экономист Университетского колледжа в Лондоне Иоаннис Лианос.
В США таких требований нет, поэтому доказать факт нарушения анитмонопольного законодательства будет нелегко. Однако подобные действия без сомнения вступают в противоречие с официальной риторикой Google. «Одно из преимуществ Android заключается в том, что она позволяет войти на рынок конкурентам с очень небольшими затратами», - говорил в 2011 году председатель совета директоров Google Эрик Шмидт.
На сегодня Android доминирует на мобильном рынке, занимая 79% на смартфонах и 62% на планшетах, согласно данным Strategy Analytics.
ОС Android является бесплатной и вендоронезависимой, в отличие от той же iOS, которая работает только на iPhone и iPad. Производители Android-смартфонов передают Google клиентский трафик для ее интернет-поисковика, сервисов Gmail, YouTube и других. Подобное негласное соглашение действовало с момента рождения Android. Однако последние несколько лет производителей обязывают подписывать соглашение Mobile Application Distribution Agreement c Google. Полный текст соглашения до недавнего времени держался в секрете, однако он всплыл в рамках судебного процесса между Google и Oracle по вопросу Java в Android.
В качестве эталонных были рассмотрены соглашения с Samsung и HTC, охватывавшие 2011-12 годы. Google и сейчас использует такие же соглашения, но неизвестно, изменились ли в них конкретные условия. Соглашения с Samsung и HTC охватывают десяток приложений Google, которые должны быть предустановлены на смартфоны. Так, в них было оговорено, что Google Search используется как стандартный поисковик, доступ к Google Play реализован на главном экране, а также ряд других моментов, касающихся Google Maps и YouTube. Очевидно, что такой подход ставит в заведомо проигрышное положение таких провайдеров, как Microsoft Bing или MapQuest.
Специалисты говорят, что подобная практика приносит свои плоды: в США 40% используемых на Android-устройствах являются приложениями одного провайдера - Google. Для сравнения: на Apple iOS у компании Google этот показатель составляет 10%.
Отметим, что не все принимают подобные условия. К примеру, Amazon использует в своих устройствах Kindle глубоко кастомизированную версию Android, которая не работает с Google Play и в целом переориентирована с сервисов Google на сервисы Amazon. У Amazon есть свой каталог приложений, где размещены 146 000 приложений.
Эксперты говорят, что Google контролирует производителей посредством отраслевой организации Open Handset Alliance, куда входят 84 организации. В случае с производителями, которые пытаются хитрить, Google поступает довольно жестко. К примеру, в 2012 году Google запретила под угрозой отлучения от экосистемы Android выпуск смартфона на базе кастомизированной версии Android, созданной в компании Alibaba Group. В Google тогда заявили, что Acer не может одновременно участвовать в двух конкурирующих лагерях.
Сейчас в Брюсселе занимаются исследованием подобной практики Google.