Завершившийся 2013 год стал для рынка персональных компьютеров в буквальном смысле слова черным годом. Таким выводы следуют из обнародованных сегодня годовых отчетов аналитических компаний IDC и Gartner. Две компании используют различные методики расчетов рыночной производительности, но обе примерно сходятся в цифрах и заявляют, что в 2013 году рынок ПК упал на 10%, что является наихудшим показателем за последнее десятилетие. Обе компании заявляют, что как бизнес, так и конечные потребители снижали затраты на покупку новых ПК и ноутбуков, отдавая предпочтение смартфонам и планшетам.
Согласно данным Gartner, в 2013 году по всему миру было продано 315,9 млн новых ПК и ноутбуков. В Gartner говорят, что по динамике прошлый год стал самым мрачным за всю историю мониторинга компьютерного рынка. В IDC более скромны в оценке и заявляют о наихудших показателях за десятилетие.
Обе компании говорят, что на протяжении последних пяти лет основными драйверами рынка ПК были США и страны Азии, но в 2013 году тенденция падения добралась и туда. Одновременно с этим, массовый потребитель все активнее использовал мобильные устройства для работы с интернетом, предпочитая облачные сервисы и мобильный софт, а не классические «коробочные» программы и операционные системы.
В Gartner говорят, что 2012 год тоже был негативным, но тогда падение продаж составило 3,9%, причем в 2013 года аналитики говорили о катастрофическом падении. Теперь же, по прошествии еще одного года, стало очевидно, что настоящее падение было лишь впереди.
«Покупатели во время каникул и выходных не спешили покупать новые ПК и ноутбуки, тогда как смартфоны и планшеты стали настоящими хитами», - говорит аналитик Gartner Микако Китагава.
Согласно метрике Gartner, в четвертом квартале 2013 года продажи на рынке ПК сократились на 7% до 82,6 млн штук. Данный квартал стал уже седьмым подряд, когда были показаны отрицательные цифры. В IDC говорят о падении в 5,6% по итогам четвертого квартала.
Обе компании сообщают, что крупнейшим производителем компьютеров на рынке является китайская Lenovo, которая окончательно отобрала первое место у Hewlett-Packard. Lenovo сейчас занимает 18,1% рынка, причем за последний квартал она увеличила продажи на 6,6% в количественном измерении. Компания HP занимает 16,4%, сократив продажи на 7,2%. На третьем месте расположилась Dell.
По данным самой Lenovo, компания в четвертом квартале поставила 14 млн ПК на мировой рынок.
По словам аналитиков из IDC, сейчас рынок ПК фактически оказывается зависим от той категории пользователей, которой необходимы именно ПК, а также тех, кто по каким-то причинам вынужден обновлять компьютеры на более новые. Многие компании сейчас продолжают использовать в офисах именно ПК, причем многие из этих компаний привязывают циклы покупки нового оборудования к циклам выхода новых операционных систем Windows.
Gartner сообщает, что на американском рынке ПК, как крупнейшем, продажи в четвертом квартале сократились на 7,5% до 15,8 млн штук. В странах Европы, Ближнего Востока и Африки падение составило 6,7% до 25,8 млн единиц продукции.
По словам Лорен Ловерде, аналитика IDC, в 2014 году они прогнозируют продолжение падения, которое составит еще как минимум 3,8% от показателей 2013 года. На 2015 год пока ожидается рост в 1%.