Парламент Италии принял закон об интернет-рекламе, который в СМИ назвали «налогом на Google». Согласно новому закону, итальянские компании смогут покупать рекламу только у местных рекламных агентств, являющихся налоговыми резидентами Италии, сообщает Bloomberg. Таким образом, пока Google не откроет в Италии коммерческое представительство, местным компаниям будет запрещено заказывать у поисковика интернет-рекламу.
Закон вызвал противоречивую реакцию, так, по мнению некоторых законодателей, он может в некоторой форме нарушать действующие в Евросоюзе правила честной конкуренции в сфере коммерции. По этой причине не исключено появление исков от компаний, не согласных с нововведением.
В июле международная Организация экономического сотрудничества и развития по запросу Большой двадцатки разработала проект закона по борьбе с интернет-компаниями, включая Google, Apple и Yahoo, которые пользуются лазейками в законе для сокращения налоговых отчислений в бюджет.
Чтобы платить меньше налогов, они проводят платежи через филиалы в таких странах, как Ирландия, Люксембург, Бермуды, освобождаясь от уплаты налогов в связи с тем, что не являются налоговыми резидентами этих государств.
В октябре Министр финансов Ирландии Майкл Нунан (Michael Noonan) заявил, что намерен бороться с такими схемами. Однако первым государством, которое сделало реальный шаг в этом направлении, стала Италия.
Изначально итальянские власти предлагали ввести ограничения на продажу как интернет-рекламы, так и товаров в интернет-магазинах. То есть заставить интернет-магазины проводить сделки также через локально зарегистрированные компании. С таким предложением в ноябре выступил премьер-министр Италии Энрико Летта (Enrico Letta). Ранее на этой неделе нижняя палата парламента исключила интернет-компании из законопроекта.
Ежегодно европейские государства теряют более $100 млрд в виде налогов, уплаты которых избегают высокотехнологичные компании благодаря описанной выше схеме.
Так, например, корпорация Google за прошлый год через свой филиал на Бермудах $12 млрд, значительную часть своей выручки. В результате компания смогла сократить налог более чем на $2 млрд. В Италии компания заплатила налог на сумму всего лишь 1,8 млн евро.