В ходе дискуссии «Казахстан внутри экосистем» на KURSIV ECOSYSTEMS FORUM 2024 главный исполнительный директор Freedom Holding Corp. отметил: «Дилемма антимонопольного регулирования достаточно старая. Она родилась еще 100 лет назад, во времена классических инфраструктур. Сейчас регуляторы начинают сталкиваться с более серьезными угрозами, и становится очевидно, что на самом деле с цифровыми монополиями вообще непонятно что делать. Поэтому их пытаются как-то штрафовать регуляторы по всему миру. Монополии при этом не перестают быть монополиями от этого. И выясняется, что на самом деле у государств сейчас нет каких-то очень эффективных механизмов для того, чтобы на них воздействовать».
Спикер считает, что экосистема способна пытаться приводить рынок к монопольному положению. Несмотря на то, что в разных странах регуляторы пытаются поддерживать конкуренцию антимонопольными методами, почти нигде это не приносит существенного успеха.
«С другой стороны, даже если мы станем самым популярным сервисом в Казахстане, то окажется, этого точно недостаточно, чтобы выжить. То есть нам надо идти и становиться более глобальными, чтобы у нас были ресурсы конкурировать с теми компаниями, которые сильно больше и сильно глобальнее нас. Мы все либо станем частью какой-то другой, более крупной экосистемы, что тоже, в общем-то, может быть, и неплохо, и очень выгодно для акционеров, либо сами должны будем построить какую-то гигантскую экосистему, которая выйдет далеко за пределы наших регионов. Этот процесс не случится завтра. Хотя я не знаю, все так сильно ускоряется, что может быть, окажется, и быстрее, чем мы думаем», – поделился Тимур Турлов.
Спикер отметил, что глобализация будет продолжаться именно в цифровых сервисах и при этом с пренебрежением относиться к границам и желанию национальных регуляторов ее как-то регулировать.
«Национальные регуляторы будут, безусловно, пытаться это делать. Они все сильнее и сильнее осознают, насколько, условно говоря, YouTube нуждается в большем регулировании, чем любая телерадиосфера в любой отдельно взятой стране, и при этом он находится абсолютно вне возможности его регулировать. И это начинает вызывать дополнительные суперперекосы, когда у тебя оказываются под жестким регулированием те, кого регулировать можно, а те, кого регулировать нельзя, их никто даже и не пытается регулировать», – подчеркнул Тимур Турлов.