USD
482.78₸
EUR
536.66₸
RUB
5.28₸
BRENT
80.68$
-0.030
BTC
63773.30$
-702.500

Работа в продукте и аутсорсе: опыт проджект-менеджера

О том, что это и как её построить, рассказывает Аслан Кусаинов, ведущий проджект-менеджер tekmates

Share
Share
Share
Tweet
Share
Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера- Kapital.kz

Мой путь в ИТ начался в далёком 2016 году, когда я попал в небольшую отечественную компанию, которая на тот момент совсем недавно вышла на рынок. Первые пару лет в основном занимался работой аналитика, но далекой от ИТ, больше в медиасфере, так как по образованию я был закоренелый гуманитарий: сбор информации, мониторинг информпространства, исследования по различным тематикам и т.д. Накопив достаточную экспертизу в данной области, постепенно меня начали привлекать к разработке и запуску новых информационно-аналитических продуктов, так в 2018 году я занял позицию проджект-менеджера. С тех пор мы с командой запустили несколько успешных продуктов в сфере govtech, telecom и information security. Оглядываясь назад, понимаю, что мной всегда двигало желание участия в новых вызовах, когда я выходил из зоны комфорта, учился чему-то новому, только так, через практику, ощущал свой рост. Так в 2023 году я попал в digital-компанию tekmates и продолжил свой путь в роли проджект-менеджера. Проработав здесь уже больше года, решил поделиться основными отличиями работы в продукте и аутсорсе.

В обоих типах компаний у проджекта можно выделить следующие зоны ответственности: управление бюджетом и пресейлом, работа с клиентом и командой, управление продуктом и разработкой.

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305683 - Kapital.kz

Пресейл 

Во время работы в продуктовой компании меня привлекали к участию в пресейлах, но вообще это не частая практика для проджекта и характерная только для продуктов, ориентированных на B2B и B2G-сегменты. Зоной моей ответственности было: проведение презентаций продукта, анализ потребностей, подготовка продукта к демо и/или пилоту, участие в составлении коммерческого предложения и сопровождение потенциальных клиентов до стадии продажи. 

Проджект-менеджера привлекают к подобным пресейлам, так как он глубоко погружен в продуктовый контекст, знает рынок, конкурентов, разбирается в клиентских сегментах. Всё потому, что проджект-менеджер долгое время работает над одним и тем же проектом и благодаря этому наращивает свои компетенции в нужном сегменте бизнеса. 

В моём случае участие в пресейле было тесно связано с работой продукт-оунера: искать гипотезы для роста, определять недостатки в текущих функциональных возможностях продукта, приоритизировать бэклог. Это было необходимо для развития продукта и повышения продаж. 

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305688 - Kapital.kz

На текущий момент участие в пресейле, будучи проджектом в аутсорсе, является обязательной частью работы. В отсутствии готового продукта пресейл в аутсорсе сводится к предложению разработки продукта с нуля или внедрению новых сервисов в уже существующий продукт. Клиент покупает не просто «руки» для решения задач, а получает доступ к опыту и знаниям специалистов, которые специализируются в нужных областях и, возможно, уже делали нечто подобное. К тому же, если у аутсорс-компании уже есть успешные кейсы в домене клиента, шансы на продажи повышаются.

Этап пресейла начинается для меня с входящего запроса от engagement manager или project management officer, на формирование коммерческого предложения для определённого клиента. После чего я собираю команду пресейла из числа внутренних сотрудников компании, стандартно это бизнес-аналитик, лиды некоторых направлений разработки и по запросу другие специалисты, так как иногда проджект может привлечь более узконаправленных специалистов: ETL-разработчиков, BI-аналитиков или сотрудников с конкретным бэкграундом, например, опытом разработки кредитного конвейера для физических лиц, если того требует запрос клиента.

Когда команда собрана, проджект организует все процессы: от сбора аналитики, определения скоупа задач, определения состава будущей команды, сроков реализации и до создания коммерческого предложения. Также важным этапом является определение рисков, которые могут повлиять на проект.

В финальных этапах пресейла проджект может и не участвовать. Для этого есть  engagement-manager или sales — которые подхватывают готовые расчёты проджект-менеджера и уходят с ними к клиенту. 

Работа с командой

В случаях, когда коммерческое предложение удовлетворяет запрос клиента и заключается договор, проджект приступает к стадии инициации проекта. Не буду останавливаться на деталях работы на данной стадии, перейдем сразу к формированию команды проекта.

Из моего опыта, проджект обычно связан с одной командой, но бывает, что он управляет несколькими связанными между собой небольшими командами. В этих случаях менеджер больше делегирует операционные задачи другим участникам команды разработки, скрам-мастеру или тимлиду. 

Изменения в продуктовых командах обычно происходят реже, чем в аутсорсе. Компаниям и проджекту важно как можно дольше сохранять один и тот же состав специалистов, работающих над продуктом, чтобы не потерять экспертность и опыт, а наоборот развивать команду: увеличивать скорость разработки, сплоченность, моральный дух, прививать ценности компании. Для этого проджекту нужно постоянно прокачивать навыки регулярного менеджмента.

Одним из примечательных для меня фактов является то, что у продуктовой команды больше свободы в принятии решений, потому что, в первую очередь, команда и проджект полностью отвечают за сам продукт. В аутсорсе эта роль больше относится к клиенту (заказчику), но в опытных компаниях стараются развивать клиента и выстраивать такую коммуникацию, когда аутсорс- команда может повлиять на решения клиента по развитию продукта.   

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305698 - Kapital.kz

Я был удивлён, когда, придя в аутсорс, через полгода я уже работал на втором по счёту проекте. Для меня это хорошо сказывается на развитии навыка насмотренности — в бизнесе, технологиях, процессах. 

Проекты меняются не только для проджекта, но и для команды разработки. Причины могут быть такими: 

  1. Сотрудник сам хочет перейти на другой проект.
  2. У специалиста есть опыт и компетенции, которые нужны на другом проекте. 
  3. Завершение текущего проекта.

Работая в подобных условиях, для меня, как для проджекта, одной из основных обязанностей была постоянная поддержка укомплектованности команды, полной загрузки необходимым объемом работ, избежание простоя ресурсов и потери производительности. Может показаться, что такая высокая динамика изменений в команде отнимает у менеджера проектов много сил и времени, но в зрелых аутсорс-компаниях это не так. Благодаря выстроенным процессам найма и онбординга в компанию и проект, проджекту проще управлять изменениями в команде и создавать возможности для её бесперебойной работы. 

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305703 - Kapital.kz

Управление бюджетом

Помимо управления командой, скоупом работ и прочим, одним из важных направлений работы проджекта является управление бюджетом проекта. Это характерно как для аутсорса, так и для продуктовых компаний, но с отличительными свойствами, о которых будет сказано ниже.

Управление бюджетом в продуктовых компаниях 

В таких компаниях прибыль напрямую зависит от продаж продукта. Если продукт продается хорошо, сотрудники могут получать более высокую заработную плату и бонусы. 

Работая в продуктовой компании, я также не упускал из фокуса дополнительные возможности влиять на доход продукта. Например, допродавать услуги или функциональность, тестировать гипотезы по изменению бизнес-модели, кастомизировать продукт под процессы клиента. Это было связано с тем, что меня привлекали к возможности влияния на стратегию развития продукта. Однако это также не характерно для роли проджекта в продуктовых компаниях, но часто применяется в нашей среде.

Если говорить о расходах, то здесь всё зависит от специфики самого продукта. К примеру, мне приходилось учитывать не только фонд оплаты труда проекта, но и  контролировать различного рода закупки, операционные затраты и т.д. Помню, как работал на hardware-проекте, где необходимо было учитывать ещё и закуп производственных составляющих, который напрямую зависел от курса валюты, повышения цен поставщиков, логистики и других факторов. 

Управление бюджетом в аутсорс-компаниях

В аутсорс-компании бюджет начинает формироваться ещё со стадии пресейла, так как мы продаём часы работы сотрудников, необходимые для реализации конкретного объёма работ, соответственно понимаем себестоимость определённого количества сотрудников и на определённый период времени. Но иногда это может быть фиксированная сумма на разработку продукта. 

В такой ситуации у проджекта не так много инструментов влиять на доход проекта, но это возможно за счёт дополнительных работ. К примеру,  проведение исследований, создание дополнительных сервисов внутри продукта, либо продление текущего проекта за счет развития продукта.

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305713 - Kapital.kz

Управление расходами в аутсорс-компании чаще всего сводится к контролю времени и выполненных задач сотрудниками. В общих чертах, финансовая часть проекта в аутсорсе обычно несильно затрагивает работу проджекта. Её забирают на себя руководители направлений, директора или финансисты.

Управление продуктом и разработкой

Разработка обычно основана на схожих процессах и концептах как в аутсорсе, так и в продуктовой компании. Но всё же есть и отличия в подходе к работе.

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305717 - Kapital.kz

Процесс производства цифрового продукта 

Управление продуктом и разработкой в продуктовых компаниях 

Так как продуктовые команды меньше зависят от других продуктов или партнёров, у проджекта появляется больше свободы. Он вместе с командой может влиять на производственный процесс и менять его. К тому же в продуктовой компании сроки не так жестко ограничены, как в аутсорсе, так как последние коммитятся на определённый дедлайн перед клиентом, а клиент в свою очередь может коммититься на определенные сроки перед советом директоров, либо любой другой контролирующей инстанцией. Всё это также закреплено в договорных обязательствах.

Управление продуктом и разработкой в аутсорс-компаниях 

Одна из особенностей аутсорса — прямая зависимость от инфраструктуры и процессов клиента. Это значит, что команде нужно иметь доступ к ресурсам заказчика, интегрироваться с производственным процессом клиента и зависеть от других факторов — например, релизных окон, когда обновлять продукт можно только в определённые дни, поэтому проджекту в аутсорсе нужно быть прокачанным в управлении сроками, зависимостями, ожиданиями стейкхолдеров. По этой причине мне часто приходится активно вовлекаться в процессы клиента, чтобы определять риски проекта, работать с ограничениями клиента и учитывать все зависимости. В продуктовых компаниях такого обычно нет — нет внешних зависимостей, и процесс идёт проще и привычнее.

Работа в продукте и аутсорсе: опыт
проджект-менеджера 3305723 - Kapital.kz

Итоги

Тут от себя универсальный совет, что продуктовая команда или аутсорс-команда — хорошо, просто всем разные подходят. 

Несмотря на серьёзные отличия в особенностях работы проджекта в продуктовых и аутсорс-командах, обращать внимание при трудоустройстве только на тип компании недостаточно. Важно смотреть на то, как работает конкретная компания. У всех компаний разная корпоративная культура, отношение к сотрудникам, возможности для развития. Даже в аутсорс-командах есть большая возможность прокачивать продуктовые скиллы.

Можно долго работать в продуктовой компании в рамках одного проекта и кратно прокачивать скиллы. Также и наоборот: работая в аутсорсе, можно менять проекты,  развивать профессиональную насмотренность и оттачивать навыки на разных продуктах. В конечном итоге всё сводится к стремлению и целям самого проджекта, особенно на ранней стадии карьерного пути, и, конечно же, команды, которую вы выбираете.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.