В кулуарах конференции Astana Finance Days 2023 генеральный директор криптобиржи ATAIX Eurasia Арутюн Погосян рассказал о результатах проекта по взаимодействию казахстанских банков второго уровня и криптобирж, зарегистрированных в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА), сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
- Арутюн, в чем суть пилотного проекта МФЦА?
- Этот пилотный проект уникальный для Центральной Азии. У криптобиржи ATAIX Eurasia есть две лицензии – на торговлю криптовалютой и кастодиальные услуги. Этот пилотный проект уникальный для Центральной Азии. Впервые только в Казахстане государство разрешило открывать счета в банках второго уровня для покупки криптовалюты. То есть клиенты могут пополнять счета на бирже через банковский шлюз. Поэтому важное преимущество пилота в том, что у криптобирж есть фиатный канал. Все знают, что биржам не разрешают открывать счета в банках второго уровня. Как правило, этим занимаются специализированные банки. В Казахстане в качестве эксперимента разрешили это сделать сразу порядка семи банкам.
- Как вы оцениваете результаты?
- Результаты пилотного проекта оцениваем как позитивные, хотя пределов совершенству нет. Мы со своей стороны стараемся оперативно реагировать на сложности, с которыми иногда сталкиваются пользователи, и оперативно их решать. Объясню, основная цель пилота – пополнение биржевых счетов клиентов и вывод средств на банковский счет через фиатный гейт банков второго уровня (БВУ) - достигнута. На данный момент мы сотрудничаем с семью банками Казахстана, и взаимодействие вполне рабочее. Например, через приложение Altyn-i клиент может пополнить свой биржевый кошелек в течение нескольких минут. Наша биржа не ограничивает свое развитие только национальным рынком и уже обслуживает как частных, так и b2b-клиентов из 41 страны мира.
- Как вы считаете, какие изменения необходимо внести в законодательство по итогам пилотного проекта?
- Следует разработать Регламент взаимодействия по цифровым активам, в котором детально будет прописана ответственность каждого участника рынка. Это не только банки второго уровня и криптобиржи, зарегистрированные в МФЦА, но и финтех-компании – платежные организации и мобильные операторы. Необходимо на законодательном уровне исключить понятие высокий риск для операций с цифровыми активами. Для дальнейшего развития этого рынка и возможного внедрения цифровой валюты центрального банка нужно внести изменения в закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОДФТ), необходимо смягчить нормы валютного контроля по операциям с цифровыми активами и многое другое.
- Арутюн, вы сказали, что ваша криптобиржа работает с клиентами из 41 страны, сколько пользователей вам удалось привлечь во время пилотного проекта?
- Мы работаем уже год и сейчас у нас больше 10 тыс. пользователей. Из них больше 20% - из Казахстана, остальные из других стран. Как правило, они также открывают счета в казахстанских банках. Полагаю, что к 2025 году мы наберем до 100 тыс. клиентов со всего мира.
- А какая комиссия у вас?
- Это диктует конъюнктура рынка. В Казахстане комиссия выше, чем в других странах. Если клиент покупает до 100 биткоинов, комиссия мэйкера примерно 0,28%, тэйкера - 0,38%. В конечном итоге размер комиссии определит рынок – конкуренция приведет к тому, чтобы сделать размер каждой транзакции комфортной для участников торгов.