USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
87.51$
-0.070
BTC
62015.70$
+366.600

Человекоцентричность - будущее цифровых продуктов?

Как создавать востребованные на рынке решения

Share
Share
Share
Tweet
Share
Вестник цифровой трансформации

Вестник цифровой трансформации

Как превратить количество в качество? Какое будущее у цифровых продуктов и как создавать решения, которые действительно востребованы рынком? В рамках этого материала мы поговорим о тренде, который уже становится мейнстримом в создании коммерческих и общественных решений в области цифровизации, а именно – о человекоцонтричном проектировании (Human – Centered Design, HCD).

Человекоцентричность

Сегодня на смену «продуктоцентричной модели» создания цифровых сервисов, когда все внимание и процессы связаны именно с конкретным продуктом: его разработкой, оптимизацией и поддержанием, приходит «человекоцентричный подход», который становится одной из основополагающих стратегий деятельности организаций, наращивает популярность и собирает вокруг себя множество сторонников.

Он подразумевает масштабную трансформацию, включая миссию и ценности компании, процессы и структуру, корпоративную культуру и ментальность сотрудников на всех уровнях. А главное, в центр внимания разработки продукта, сервиса или услуги ставится конкретный человек как многогранная личность, с потребностями, болями и ожиданиями.

В основе выстраивания отношений по такому «человекоцентричному» принципу – личные качества, эмпатия и толерантность. Именно при таком подходе результативность бизнеса растет, повышается лояльность клиентов, а тем самым прибыль бренда.

Возможность внедрения человекоцентричных начинаний в большей степени зависит от готовности и веры в идею со стороны лидеров и топ-менеджеров компаний. Чтобы встроить человекоцентричный подход в свои бизнес-процессы, от лидеров нужны:

Адаптивность. Готовность к быстрому принятию решений и гибкости на фоне быстроменяющейся среды.

Постановка правильных вопросов. С опорой на исследования, данные и аналитику, узнавать у клиентов, как вы можете им помочь.

Активное лидерство. Быть «адвокатом» человекоцентричного подхода внутри компании.

Разработка стратегии должна быть основана на складывающейся на данный момент ситуации, с ориентиром на будущее, и сосредоточена на желаниях, потребностях и ожиданиях людей. По-прежнему в центре принятия решений при разработке стратегии должны стоять факты и знания, однако теперь они основываются на пользовательских потребностях.

Болевые точки и зоны роста

В Казахстане с ростом конкуренции на рынке цифровых сервисов и продуктов многим компаниям становится все сложнее наращивать базу новых клиентов и удерживать постоянных. Один из важных факторов успешного бизнеса – это работа с лояльностью клиентов. Ведь игнорирование потребностей пользователей с дальнейшим выстраиванием плохого клиентского сервиса приводит не только к недовольству клиентов, – это угроза репутации и жизнеспособности компании.

Согласно исследованию Bain&Company, доходы компаний с самыми высокими рейтингами потребительской лояльности (Net Promoter Score) сегодня растут примерно в 3 раза быстрее, чем у их конкурентов. Тем не менее, с точки зрения экспертов, до сих пор не все игроки казахстанского рынка успели осознать значимость клиентской ценности и связь ее с доходами компании, следовательно, проекты в этом направлении все еще проседают. При попытке выстраивания человекоцентричности компании сталкиваются со следующим перечнем проблем:
- отсутствие поддержки со стороны топ-менеджмента: высокая доля начинаний остается нереализованной, так как руководство не понимает ценности человекоцентричных инициатив, а их развитие со стороны сотрудников замораживается – в силу недостатка полномочий и ресурсов;
- отсутствие верхнеуровневого видения и долгосрочной стратегии ориентации на клиентские потребности: без стратегии команда «бежит, неизвестно куда», не имея общей разделяемой миссии для достижения результата;
- недостаточный уровень знаний и компетенций сотрудников в области клиентского опыта: многие нередко испытывают трудности в работе с новыми системами, инструментами и методологией, а также с отработкой необходимых навыков;
- разобщенность и разрозненная работа сотрудников на разных уровнях: отсутствие должной коммуникации между командами и отделами не дает обеспечить согласованность действий для совместного совершенствования клиентского опыта;
- сопротивление и недоверие нововведениям в организации: компаниям приходится сталкиваться с безразличием и выгоранием команды, неготовностью выйти за пределы своей экспертности и прошлого опыта.

Чтобы достичь высоких показателей человекоцентричности, требуется не только участие квалифицированной исследовательской команды, но и объединенные усилия сотрудников на всех уровнях организации. Отсутствие фокуса на EX (Employee Experience) приводит к низкой вовлеченности сотрудников, а также может привести к оттоку персонала, что означает постепенное «вымывание» корпоративной культуры, значимых компетенций и знаний.

Таким образом, компаниям необходимо сосредоточиться неразрывно как на опыте своих клиентов, так и на опыте сотрудников: мотивировать персонал, способствовать их личностному и профессиональному развитию, тем самым создавая позитивный опыт для всех. Справедливой будет и обратная зависимость.

Шаги и рекомендации

Несмотря на то, что процесс внедрения человекоцентричности в стратегию компании и процессы разработки сервисов непростой, требует времени и совместных усилий, сегодня это одно из важных условий развития организации, если она хочет быть конкурентоспособной, приносить значимые результаты как для своих внутренних и внешних клиентов, так и преуспевать на уровне бизнес-показателей.

По данным глобального исследования Harvard Business Review, более половины опрошенных руководителей компаний (58%) включили совершенствование клиентского опыта в пятерку своих главных бизнес-приоритетов. Чтобы достичь высокого уровня и качества клиентского обслуживания, необходимо шаг за шагом выстраивать крепкий фундамент на каждом сервисном уровне:

Оценка текущего состояния клиентского опыта. Она позволит понять, от чего необходимо оттолкнуться, наметить план действий и сравнить полученные результаты со стартовыми показателями.
Принятие стратегии. Переход от «продуктоцентричности» к «человекоцентричности», формирование ценности от работы с обратной связью и тестирования гипотез.
Цифровая трансформация. Использование цифровых платформ и интегрированных данных в работе сотрудников. Развитие гибкости в командах, активной кооперации между департаментами.
Запуск системы непрерывных улучшений – сначала перенимать и внедрять лучшие практики, а затем самим становиться их создателем.

Некоторые компании самостоятельно выстраивают свой путь: обучают амбассадоров внутри организации, которые будут передавать свои знания и опыт другим сотрудникам. Другие же – обращаются за консультацией к специалистам для проведения клиентских исследований и обучения релевантным инструментам.

В таком случае важно выбрать надежного партнера для человекоцентричной трансформации компании. Принятое решение не только повлияет на финансовые издержки – насколько оправданным станет вложение средств, но и определит эффективность проделанных усилий. Из опыта и практики мы собрали чек-лист для выбора компании — партнера:

1. Опыт партнера в человекоцентричной разработке и проектировании. Безусловно, можно работать с одним экспертом, но мы рекомендуем выбрать для такой масштабной задачи агентство или центр экспертизы. Организованные команды обладают опытом в консультировании компаний из разных сфер, имеют экспертизу в проведении анализа и исследований.

2. Экспертиза команды партнера. Консалтинговые практики гордятся своими экспертами, поэтому информацию о команде и опыте каждого ее участника можно найти в открытом доступе. Изучайте сайт центра экспертизы для поиска необходимой информации, а если недостаточно — можно посмотреть профиль эксперта в LinkedIn.

3. Кейсы и рекомендации. На сайте центра экспертизы можно найти кейсы из реальной практики, отзывы и рекомендации — что подтверждает знак качества.

4. Объем работ и стоимость. Центры экспертизы, которые работают качественно и думают о пользе для своих заказчиков, в первую очередь, проведут серию интервью с ключевыми стейкхолдерами, чтобы лучше понимать запрос компании, и только после анализа озвучат таймлайн работ и его стоимость. Это позволит вам быть уверенными в том, что с вами работают профессионалы.

Работа с клиентским опытом нужна всегда: не только при возникновении проблем в компании или с клиентами, но и для совершенствования имеющихся показателей, таких как прибыль, доля рынка, лояльность клиентов, а также для поиска новых точек приложения усилий. Своевременное и эффективное внедрение человекоцентричных принципов позволит вашей организации сохранять конкурентное преимущество на рынке, а также развивать внутреннюю человекоцентричность для поступательного движения компании к бренду лучшего работодателя.

Илай Бексултан, управляющий директор в Design Thinking Center, Asia и Мария Шумейко, UX-исследователь в Design Thinking Center, Asia

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.