В холдинге «Байтерек» разработают новую стратегию цифровой трансформации

Кроме того, в группе компаний будет единая методика определения стоимости и приоритетности цифровой инициативы

Share
Share
Share
Tweet
Share
В холдинге «Байтерек» разработают новую стратегию цифровой трансформации- Kapital.kz

На базе холдинга «Байтерек» действует Офис цифровизации, работу которого усовершенствуют, расширят состав и задачи. Почему это важно для цифровизации дочерних организаций холдинга, какие меры по трансформации уже приняли и над чем будут работать в ближайшее время. Об этом рассказал директор департамента информационных технологий АО «НУХ «Байтерек» Ержан Жакупов.

- Ержан, о трансформации холдинга «Байтерек», в том числе и цифровой трансформации, говорили уже неоднократно. Расскажите, на каком этапе процесс?

- Да, эта тема последние годы не сходит с повестки, и не только у нас. Идея всеобъемлющей цифровой трансформации является глобальным мировым трендом, а цифровые технологии играют все более важную роль в развитии экономики всех стран. Как мы знаем, приоритет цифровизации обозначен буквально на всех повестках руководства страны, и холдинг не исключение. На этом этапе есть определенные результаты цифровизации, но предстоит еще огромная работа для реализации полноценной цифровой трансформации холдинга и группы компаний.

Трансформация должна обеспечить прозрачность работы, сократить время оказания услуг, оптимизировать затраты. Например, по направлению развития агропромышленного комплекса автоматизируем процесс кредитования. Для решения этой задачи в Аграрной кредитной корпорации оптимизировали кредитные продукты и разработали систему автоматизации по рассмотрению заявок на микрокредиты онлайн. Система поможет фермерам сократить сроки сбора документов, снизить дорожные расходы по посещению филиала, повысить качество и прозрачность процесса рассмотрения заявок, например, по программе «Іскер» на кредит до 6 млн тенге. То есть фермер, находясь у себя дома или в офисе, может легко получить предварительное одобрение и подать электронную заявку. Также автоматизирован прием рассмотрения заявок на финансирование по программам «Ээкспресс-лизинг» и «Льготный лизинг».

- Какие финансовые услуги оцифровал и автоматизировал Отбасы Банк и как будет выстроена работа Bereke Bank в этом направлении?  

-  В наше время банкам необходимо набирать скорость в расширении спектра своих услуг и точек касания, а также обогащении данных о клиентах. Сегодня банки выходят за рамки финансового сектора и идут в сторону создания собственных экосистем, где в центре всего стоит клиент. При этом конечная потребность клиентов – получать максимальное количество услуг, не выходя из дома или офиса.

Например, в Отбасы Банке и Bereke Bank созданы полноценные цифровые банки для физических лиц, все, что нужно клиенту, можно получить онлайн, не посещая отделения. Достаточно иметь смартфон и установить мобильное приложение B-bank или OtbasyBank, доступное к использованию на трех языках (русском, казахском и английском). В приложении можно выполнять все необходимые банковские операции (открывать, закрывать карты/счета, депозиты, оформлять кредиты, конвертировать валюту, оплачивать разные виды платежей и многое другое).

Отбасы банк в этом году запустил прием заявок и обработку данных по программам «Субсидирование арендных платежей», «Әскери Баспана» и «Бақытты Отбасы», посредством технологии блокчейн реализованы регистрация договора залога, договора аренды, снятие обременения. Операциями на базе блокчейн воспользовались уже 27,8 тыс. человек. Большим спросом у клиентов пользуется видеобанкинг. Через этот инструмент более 1,5 тыс. клиентов Отбасы банка смогли оформить онлайн-ипотеку, было открыто 128,3 тыс. новых депозитов, произведено 139,7 тыс. постдепозитных операций. Реализован процесс приема заявлений на получение компенсации по вкладам банка через портал недвижимости «Баспана маркет» и через мобильное приложение Otbasy bank. Система запущена в промышленную эксплуатацию.

- Если мы заговорили о покупке жилья, расскажите, какие услуги оцифровывает «Казахстанская Жилищная Компания»?

- Здесь можно отметить запуск «Жилищного портала», где казахстанцы могут получить информацию о всех объектах долевого строительства, имеющих соответствующее разрешение или гарантию. Более того, «Жилищный портал» публикует информацию о застройщиках-нарушителях, привлекающих средства дольщиков без соответствующего разрешения акиматов или гарантии. То есть «Жилищный портал» позволяет оградить граждан от недобросовестных застройщиков, которые незаконно возводят дома и привлекают средства дольщиков. «Казахстанская Жилищная Компания» является финансовым оператором госпрограммы «Нұрлы жер» и для постоянного мониторинга за ходом строительства кредитного жилья создала ситуационный центр. Он позволяет проводить дистанционный мониторинг всех строящихся объектов с применением современных технических средств контроля (камеры, дроны, планшеты и т.д.), онлайн-мониторинг освоения средств и реализации жилья, прогноз даты ввода объектов с возможными отклонениями, анализ фото/видеопотока и информации от местных исполнительных органов. Сервисы используют искусственный интеллект, и собранные данные помогают выработать необходимые мероприятия.

Кроме того, предусмотрены механизмы для поддержки казахстанских производителей стройматериалов и повышения казсодержания в жилищном строительстве. КЖК создала онлайн-платформу по стройматериалам www.material.kz в рамках программы «Нұрлы жер». Местные производители стройматериалов могут ознакомиться с потребностями застройщиков, работающих по программе «Нұрлы жер», и, при необходимости, отправить с помощью ЭЦП электронные коммерческие предложения строительным компаниям после прохождения регистрации. Строительные компании посредством СМС-сообщений и электронных почтовых адресов получают уведомления о поступивших коммерческих предложениях от производителей материалов. Также платформа позволяет казахстанским производителям стройматериалов создавать собственную витрину с ценами для строительных компаний. В свою очередь, строительные компании получают прямой доступ к казахстанским стройматериалам без затрат на поиск производителей.

- Давайте поговорим отдельно о поддержке бизнеса. Банк развития Казахстана и фонд «Даму» занимают каждый свою нишу и цифровую трансформацию начали несколько лет назад. Особенно активно переходили в онлайн в 2020 году, когда была пандемия коронавируса. Какая работа сейчас проводится?

- Дополню, что поддержкой предпринимательства также занимаются другие дочерние организации холдинга - Фонд поддержки промышленности и компания KazakhExport.

БРК полностью автоматизированы процессы подачи заявок на кредитование крупного бизнеса, процессы взаимодействия со специализированными компаниями, процессы предоставления гарантий и другие, реализованы личные кабинеты клиентов, где доступны все услуги, в том числе и подписание договоров онлайн.

«Даму» оцифровал на базе onlineDamu процессы субсидирования, кредитования и гарантирования проектов. Завершается первый этап создания аналитического центра по проектам. Уже сформировано технологическое хранилище данных, на базе которого будут реализовываться предметные аналитические кейсы, которые повысят оперативность и качество принимаемых решений.

KazakhExport разработал личный кабинет экспортера для подачи онлайн-заявки. Автоматизированы внутренние бизнес-процессы по рассмотрению заявок по инструментам поддержки «Страхование международного факторинга», «Страхование экспортных кредитов» и «Страхование краткосрочной дебиторской задолженности экспортеров». Работа по автоматизации продолжается.

- Вы сейчас перечислили все, что сделано отдельно по дочерним организациям холдинга. Как координируете эту работу? Наверняка должны быть единые стандарты, требования. Или каждая компания действует автономно?

 - Отмечу, что сделано в холдинге уже многое в рамках цифровой трансформации. Но и еще больше предстоит сделать, и, конечно, должны быть единые подходы и принципы цифровизации. Для их выработки на базе холдинга действует Офис цифровизации. В настоящее время ведется работа по усовершенствованию и усилению его деятельности, планируется усилить как методологическую, так и технологическую основы цифровой трансформации компаний, их продуктов и услуг.

Один из примеров — применение принципа единого окна, на портале bgov.kz мы объединили все продукты и услуги наших компаний, сделали «витрину», чтобы бизнесу было легче ориентироваться, выбрать подходящий ему продукт или услугу, то есть предпринимателю не обязательно знать условия и детали той или иной программы поддержки, достаточно отметить нужные ему критерии, и система сама подберет подходящие и доступные именно ему услуги, там же предприниматель может легко подать заявку на подходящий продукт, портал находится на beta-тестировании.

В части методологической основы разрабатываем единые методики, в том числе методики определения стоимости цифровой инициативы, определения приоритетности цифровой инициативы, готовим свою методику оценки цифровой зрелости, которая позволит нам и нашим компаниям самим оценивать текущее состояние цифровизации, начиная с инфраструктурного слоя и заканчивая конечными продуктами, а также более гибче подойти к вопросам развития своих стратегий цифровизации.

Следующее, что мы делаем - расширяем состав и задачи этого Офиса, в него будут приглашаться эксперты из ИТ-сообщества, для того чтобы активно использовать в развитии стратегии цифровизации наработанный ИТ-рынком опыт. А в скором времени мы приступим к разработке, в тесной коллаборации с ИТ-сообществом, новой стратегии цифровизации, которая будет усилена задачами именно цифровой трансформации, действующая заканчивается уже в 2023 году.

- В самом холдинге какие внутренние бизнес-процессы оцифрованы?

- В рамках действующей стратегии в холдинге «Байтерек» на базе BPM-платформы автоматизации оцифрованы процессы HR, документооборота, финансового блока, процессы административно-хозяйственной деятельности. Через Портал коллегиальных органов полностью автоматизированы корпоративные процедуры, вплоть до проведения заседаний правления и совета директоров в режиме онлайн. Тем самым мы полностью исключили бумажный документооборот по подготовке, планированию, согласованию материалов и непосредственно рассмотрение их на самом заседании. Очевидный плюс автоматизации внутренних процессов в том, что наши работники теперь не тратят уйму времени на согласование документов и принятие решений. Это положительно сказалось на исполнительской дисциплине и в целом эффективности работы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.