USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
74.13$
+0.260
BTC
104435.00$
-1552.000

План «B» от Асель Карауловой

Куда будут распределены PR-бюджеты? Как кризис отразится на СМИ?

Share
Share
Share
Tweet
Share
План «B» от Асель Карауловой- Kapital.kz

- 2015 год наступил, и, по мнению многих экспертов, он станет нелегким для СМИ, в первую очередь традиционных. Ситуация с падением цены на нефть и нестабильности российской валюты - есть опасения, что это могут быть первые вестники кризиса, мы все затаились и ждем. Как считаете, каким образом это отразится на СМИ? 

- Конечно, всех нас напугали грядущим кризисом, настораживает неопределенность с рынком. Страхи усиливают некоторые факторы: катастрофическое падение цены на нефть и события, которые происходят в России с рублем, конечно, это не может не влиять на наш рынок. Все мы понимаем, что экономика Казахстана зависит от цен на нефть и что год должен быть нелегким. Но сами по себе ожидания кризиса уже формируют кризис. Он в головах. Тем не менее, я считаю, у каждого бизнеса должен быть антикризисный план или план «B», а может, и «С», в зависимости от размера бизнеса. В конце прошлого года мы подготовили такой план в нашей компании на случай снижения доходов и количества клиентов. Как показывает практика, в сложные годы рекламные и PR-бюджеты страдают одними из первых. Пока мы не фиксируем снижения и сейчас еще сложно давать прогнозы, потому что январь - не показательный месяц. В агентствах идет процесс заключения договоров. Могу отметить, что вела переговоры с некоторыми руководителями компаний, PR-менеджерами, с топ-менеджерами, вспоминая периоды кризисов, которые мы уже переживали, они отмечали, что прежде всего сокращали бюджеты на рекламу, РR, HR, обучение. Думаю, точную картину мы увидим в феврале, начале марта. Как показывает наш 20-летний опыт, в сложные годы компании начинают переходить на более дешевые PR-инструменты. Хотя сокращать PR-бюджеты в период кризиса – это неразумное решение. Как раз возрастает необходимость в антикризисном управлении репутацией, внутренних коммуникациях для повышения лояльности и мотивации персонала. Грамотные компании понимают, что вливать в репутацию все равно необходимо. Что касается бюджетов для СМИ, то, думаю, они будут распределены в пользу интернета, у традиционных СМИ меньше шансов (я не имею в виду госзаказ в данном случае). Только недавно один из наших крупных клиентов – мультинациональная компания – заявила о твердом намерении увеличить бюджеты для продвижения в Интернете и сократить офлайн. 

- То есть можно сказать, что мы наблюдаем спад активности по бюджетам? Если сравнивать с прошлым годом, есть ли у вас какая-то цифра в процентном соотношении? 

- Как я уже отметила, деловая активность еще не началась в полном объеме, середина января не показатель, активность начнется не раньше второй декады февраля, пока наш народ еще раскачивается после праздников, многие в отпусках, срабатывает привычка долго отдыхать в этот период. Традиционно январь тихий. 

- В случае наступления кризиса и включения плана «В» в вашей компании чем будете жертвовать? Какая сфера пострадает в первую очередь? Или оптимизация будет за счет человеческого капитала? 

- Мы весь прошлый год посвятили стратегическому планированию, у нас работал консультант по управлению в компании, который провел диагностику, выявил проблемные места, разрывы. Мы, в любом случае, собирались перестраивать и переосмысливать процессы в компании, все-таки 20 лет на рынке. План «В» связан с несколькими ключевыми моментами.

Сокращение расходов. В первую очередь - административных. Персонал - это в последнюю очередь.

Увеличение производительности труда. То есть мы можем ввести новые нормы и KPI для сотрудников, основанные на детальной системе учета трудочасов в компании, замерах времени, себестоимости тех или иных услуг. Мы уже давно все свои проекты считаем через часы, это мировая практика.

Следующее – это новые возможности и поиск новых ниш. Мы уже разработали линейку новых продуктов и услуг для среднего бизнеса. Раньше мы работали только с крупным бизнесом.

При любом сценарии мы усиливаем наше присутствие в Астане – офис там растет, так же как и количество проектов.

Среди новых возможностей – региональные проекты по Центральной Азии, которые мы успешно выполняем для наших клиентов и партнеров. 

- Как вы думаете, что произойдет с российским рынком? Уже сейчас понятно, что сокращение бюджетов у них отразиться и на казахстанском рынке. 

- У нас есть несколько крупных международных клиентов, которые работают через агентства или свои региональные хабы в Москве. Уже понятно, что некоторые из них будут сокращать бюджеты. Те компании, которые представлены на территории России и работают на Казахстан в области PR, сейчас будут пересматривать стратегии. Традиционно российский рынок считался наиболее сильным, наиболее перспективным и обслуживал другие рынки стран СНГ. Но сейчас многие сталкиваются с текущими проблемами в России и, возможно, будут переносить свои точки управления. Это может быть Украина или Казахстан. Некоторые компании уже рассматривают такую возможность - усилить представительство в Алматы или Астане. Для коллег из России, с которыми я общалась, 2014 год стал очень сложным, особенно для тех, кто не обслуживал большие государственные проекты, некоторые даже вышли с минусом. Сейчас многие агентства перестраивают свои стратегии, включают антикризисные планы. 

- В любом случае, уже есть крупные проекты, бюджеты которых уже утверждены. Может ли в этот период увеличиться «джинса», может, ее кто-то замеряет? 

- Всю «джинсу» замерить крайне сложно, мы это делаем только по запросу клиентов. Безусловно, в нашей стране «джинса» всегда будет иметь свое место, поскольку это более «выгодное», по мнению некоторых компаний, контролируемое размещение. В период кризисов количество заказных материалов от частных компаний уменьшается. Но этому рынку не дадут «просесть» крупные государственные проекты - Универсиада, ЭКСПО, а также госзаказ. 

- Какие вы дадите рекомендации в случае наступления кризиса СМИ? 

- Я из числа оптимистов. Воспринимаю любые кризисы как возможность. Во-первых, надо сохранять спокойствие и холодный рассудок. Кризис еще не наступил. Во-вторых, надо использовать все варианты, которые открывает рынок. В любом случае, должен быть антикризисный план и грамотная управленческая команда. Необходимо просчитать потенциальные расходы, риски, посмотреть на три вида сценария: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. Для СМИ очень важно учесть возможность создания онлайн-версии и оптимизации расходов за счет печати. Не стоит сокращать все инвестиционные планы.

На мой взгляд, эффективно инвестировать в новый инструментарий - диджитал, мультимедиа. Важно посмотреть, чтобы компании не сокращали бюджеты на обучение, потому что последний кризис показал - сократили обучение и затем долго восстанавливали пробелы в компаниях. Лучше сократить админрасходы, всегда есть возможность ужаться. Но не за счет человеческого капитала.

Сейчас у нас идет проект iMedia Project, вот как раз он достаточно хорошо показывает, как недорого с использованием мультимедийных возможностей можно создавать стартапы, продвигать проекты. Конечно, те СМИ, которые испытывают кризис, им просто необходимо рассмотреть возможность ухода в онлайн, те, у кого уже есть онлайн-версия, необходимо пересмотреть стратегию монетизации. Этот проект как раз помогает в сложные годы найти свою нишу и понять, как зарабатывать. Еще один совет, который я, как предприниматель, сделала в том числе для себя - не надо страдать погоней за сверхприбылью, многие наши компании этим болеют. Должен быть в первую очередь стабильный бизнес. И еще – побольше позитивных эмоций!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.