Франчайзинг: как клонировать свою компанию?

Бекнур Кисиков также рассказал о том, почему McDonald’s не заходит в РК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Франчайзинг: как клонировать свою компанию?- Kapital.kz

Сегодня можно констатировать: в Казахстане низкая конкуренция в предпринимательском секторе. Каждый сегмент в бизнесе заполнен только на 20-30%. Многие ниши остаются свободными. При этом на казахстанском рынке наблюдается преобладание ритейл-франшиз, например таких брендов как Mango, Zara, SAVAGE и многих других. Об этом рассказал Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга на заседании в Финансовом клубе Казахстана, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.

«Как бы мы не говорили, что все застроено торговыми центрами, факт остается фактом – в Алматы и Астане катастрофически не хватает торговых площадей. У нас создалась ситуация, при которой наши франчайзи и франчайзеры не очень получается договориться с владельцами торговых площадей. Здесь есть конкуренция. Владельцы молов и торговых центров сами диктуют условия, а не предпринимателей. Все из-за дефицита площадей», - отмечает Бекнур Кисиков.

4181ecb38ad60edc3d107e679b2.jpg

Бекнур Кисиков также рассказал, что в целом, в Казахстане представлены не так много иностранных предприятий, работающих по франшизе. Среди них - Baskin Robbins, KFC, Burger King Corporation, InterContinental, Pizza Hut, Сoca-cola.

Отечественные предприниматели заинтересованы не только покупать франшизы, но и создавать собственные. За последние 8 месяцев в Казахстане создано порядка 10 новых франшиз. «Я не знаю, какая будет судьба у этих франшиз. Иногда я критикую некоторые проекты. Например, мне рассказали, что франшиза одного ресторана составляет $300 тысяч. Даже в McDonald’s нет такого первоначального взноса», - подчеркивает спикер.

3d375d5954034420f10dacf4370.jpg

McDonald’s нужен рынок

На российский рынок McDonald’s вошел в 1989 году. Казахстан пока маленький рынок и является для компании неинтересным. «Компания говорит о том, что в рамках их развития Казахстан пока не предусмотрен. Ходит много закулисных разговоров о том, что давно McDonald’s заходил сюда, потом им кто-то не разрешил. Я не доверяю таким слухам. Франчайзинг – это не теневой бизнес, там четко все прописано. McDonald’s нет не только в Казахстане, но и в Туркменистане и Узбекистане. У нас страны немного закрытые, низкая плотность населения не позволяет открывать свои точки», - рассказывает Бекнур Кисиков.

9e959fbe15e181dd9e31a33407d.jpg

Немного цифр о франчазинге:

$7 трлн – оборот мирового рынка франчайзинга

$ 2,2 млрд – оборот франчайзинга в Казахстане

350 франчайзинговых систем в Казахстане

30 000 занятых людей в секторе РК

4000 франчайзинговых точек в Казахстане

Лидером по количеству франчайзинговых точек является Китай (3100 франчайзинговых систем)

4f143446b2bedfd2563976a94f7.jpg

Казахстанские бренды и их стоимость:

1. Карагандинское - $95 млн

2. БТА Банк - $90 млн

3. Рахат - $83 млн

4. Дербес $79 млн

5. Хаома (Ликероводочная отрасль) -$77 млн

6. Kcell - $75 млн

7. Food Master -$71,2 млн

8. Kaspi Bank - $68,5 млн

9. Activ -$57 млн

10. Neo - $46 млн

11. Sultan - $43,7 млн

12. Bacchus - $41 млн

13. КазМунайГаз -$35,5 млн

14. Abdi - $33 млн

15.Казком – $31,8 млн

16. Одари - $30 млн

17. Sulpak – $28,8 млн

18. Halyk Bank – $26,7 млн

19. Цесна - $26 млн

20. Рамстор – $24 млн

0d4384e14a8dd2b5e9064ee7395.jpg

Прежде чем франчизировать бизнес, нужно понять, насколько бизнес-модель имеет дубликативный потенциал. К примеру, высокогорный каток Медео мы не можем франчизировать в других условиях или городах. Следующий пункт – уникальная торговая индивидуальность и наличие филиальной сети. «У нас мегаполисы не доверяют регионам, а регионы не доверяют мегаполисам. Когда у компании есть филиальная сеть, легче франчизировать», - добавляет Бекнур Кисиков. Также важно зарегистрировать товарный знак.

dc127ae9bc27f96489638785fb0.jpg

Во франчайзинговый пакет должны войти:

- документ раскрытия информации

- руководство по экскплуатации 

- бизнес-план

- тренинги

- юридический комплект

- брендбук – руководство по использованию товарного знака/бренда

- инструкция по созданию сайта для компании франчайзи

Бекнур Кисиков призвал создавать и развивать собственные франшизы. Приобрести иностранную франшизу – еще не значит обезопасить себя от рисков и возможных потерь. Мировой тренд говорит о том, что все чаще в мире продаются бюджетные и недорогие франшизы.

Встреча c Бекнуром Кисиковым в Финансовом клубе Казахстана прошла при поддержке Фонда развития предпринимательства «Даму». Финансовый клуб Казахстана создан в целях повышения финансовой грамотности. Миссия Клуба: предоставить максимум полезной информации как заработать, сохранить и приумножить свои деньги. Клуб создан на базе проекта «Семейный бюджет». В формате «просто о сложном» проводятся мастер-классы, семинары, и дискуссии. Основатель Клуба - Софи Баеш, журналист.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вверх
Новости партнеров: