USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.31$
+0.070
BTC
95882.30$
+521.100

Франчайзинг: как клонировать свою компанию?

Бекнур Кисиков также рассказал о том, почему McDonald’s не заходит в РК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Франчайзинг: как клонировать свою компанию?- Kapital.kz

Сегодня можно констатировать: в Казахстане низкая конкуренция в предпринимательском секторе. Каждый сегмент в бизнесе заполнен только на 20-30%. Многие ниши остаются свободными. При этом на казахстанском рынке наблюдается преобладание ритейл-франшиз, например таких брендов как Mango, Zara, SAVAGE и многих других. Об этом рассказал Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга на заседании в Финансовом клубе Казахстана, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.

«Как бы мы не говорили, что все застроено торговыми центрами, факт остается фактом – в Алматы и Астане катастрофически не хватает торговых площадей. У нас создалась ситуация, при которой наши франчайзи и франчайзеры не очень получается договориться с владельцами торговых площадей. Здесь есть конкуренция. Владельцы молов и торговых центров сами диктуют условия, а не предпринимателей. Все из-за дефицита площадей», - отмечает Бекнур Кисиков.

4181ecb38ad60edc3d107e679b2.jpg

Бекнур Кисиков также рассказал, что в целом, в Казахстане представлены не так много иностранных предприятий, работающих по франшизе. Среди них - Baskin Robbins, KFC, Burger King Corporation, InterContinental, Pizza Hut, Сoca-cola.

Отечественные предприниматели заинтересованы не только покупать франшизы, но и создавать собственные. За последние 8 месяцев в Казахстане создано порядка 10 новых франшиз. «Я не знаю, какая будет судьба у этих франшиз. Иногда я критикую некоторые проекты. Например, мне рассказали, что франшиза одного ресторана составляет $300 тысяч. Даже в McDonald’s нет такого первоначального взноса», - подчеркивает спикер.

3d375d5954034420f10dacf4370.jpg

McDonald’s нужен рынок

На российский рынок McDonald’s вошел в 1989 году. Казахстан пока маленький рынок и является для компании неинтересным. «Компания говорит о том, что в рамках их развития Казахстан пока не предусмотрен. Ходит много закулисных разговоров о том, что давно McDonald’s заходил сюда, потом им кто-то не разрешил. Я не доверяю таким слухам. Франчайзинг – это не теневой бизнес, там четко все прописано. McDonald’s нет не только в Казахстане, но и в Туркменистане и Узбекистане. У нас страны немного закрытые, низкая плотность населения не позволяет открывать свои точки», - рассказывает Бекнур Кисиков.

9e959fbe15e181dd9e31a33407d.jpg

Немного цифр о франчазинге:

$7 трлн – оборот мирового рынка франчайзинга

$ 2,2 млрд – оборот франчайзинга в Казахстане

350 франчайзинговых систем в Казахстане

30 000 занятых людей в секторе РК

4000 франчайзинговых точек в Казахстане

Лидером по количеству франчайзинговых точек является Китай (3100 франчайзинговых систем)

4f143446b2bedfd2563976a94f7.jpg

Казахстанские бренды и их стоимость:

1. Карагандинское - $95 млн

2. БТА Банк - $90 млн

3. Рахат - $83 млн

4. Дербес $79 млн

5. Хаома (Ликероводочная отрасль) -$77 млн

6. Kcell - $75 млн

7. Food Master -$71,2 млн

8. Kaspi Bank - $68,5 млн

9. Activ -$57 млн

10. Neo - $46 млн

11. Sultan - $43,7 млн

12. Bacchus - $41 млн

13. КазМунайГаз -$35,5 млн

14. Abdi - $33 млн

15.Казком – $31,8 млн

16. Одари - $30 млн

17. Sulpak – $28,8 млн

18. Halyk Bank – $26,7 млн

19. Цесна - $26 млн

20. Рамстор – $24 млн

0d4384e14a8dd2b5e9064ee7395.jpg

Прежде чем франчизировать бизнес, нужно понять, насколько бизнес-модель имеет дубликативный потенциал. К примеру, высокогорный каток Медео мы не можем франчизировать в других условиях или городах. Следующий пункт – уникальная торговая индивидуальность и наличие филиальной сети. «У нас мегаполисы не доверяют регионам, а регионы не доверяют мегаполисам. Когда у компании есть филиальная сеть, легче франчизировать», - добавляет Бекнур Кисиков. Также важно зарегистрировать товарный знак.

dc127ae9bc27f96489638785fb0.jpg

Во франчайзинговый пакет должны войти:

- документ раскрытия информации

- руководство по экскплуатации 

- бизнес-план

- тренинги

- юридический комплект

- брендбук – руководство по использованию товарного знака/бренда

- инструкция по созданию сайта для компании франчайзи

Бекнур Кисиков призвал создавать и развивать собственные франшизы. Приобрести иностранную франшизу – еще не значит обезопасить себя от рисков и возможных потерь. Мировой тренд говорит о том, что все чаще в мире продаются бюджетные и недорогие франшизы.

Встреча c Бекнуром Кисиковым в Финансовом клубе Казахстана прошла при поддержке Фонда развития предпринимательства «Даму». Финансовый клуб Казахстана создан в целях повышения финансовой грамотности. Миссия Клуба: предоставить максимум полезной информации как заработать, сохранить и приумножить свои деньги. Клуб создан на базе проекта «Семейный бюджет». В формате «просто о сложном» проводятся мастер-классы, семинары, и дискуссии. Основатель Клуба - Софи Баеш, журналист.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.