Сегодня можно констатировать: в Казахстане низкая конкуренция в предпринимательском секторе. Каждый сегмент в бизнесе заполнен только на 20-30%. Многие ниши остаются свободными. При этом на казахстанском рынке наблюдается преобладание ритейл-франшиз, например таких брендов как Mango, Zara, SAVAGE и многих других. Об этом рассказал Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга на заседании в Финансовом клубе Казахстана, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«Как бы мы не говорили, что все застроено торговыми центрами, факт остается фактом – в Алматы и Астане катастрофически не хватает торговых площадей. У нас создалась ситуация, при которой наши франчайзи и франчайзеры не очень получается договориться с владельцами торговых площадей. Здесь есть конкуренция. Владельцы молов и торговых центров сами диктуют условия, а не предпринимателей. Все из-за дефицита площадей», - отмечает Бекнур Кисиков.
Бекнур Кисиков также рассказал, что в целом, в Казахстане представлены не так много иностранных предприятий, работающих по франшизе. Среди них - Baskin Robbins, KFC, Burger King Corporation, InterContinental, Pizza Hut, Сoca-cola.
Отечественные предприниматели заинтересованы не только покупать франшизы, но и создавать собственные. За последние 8 месяцев в Казахстане создано порядка 10 новых франшиз. «Я не знаю, какая будет судьба у этих франшиз. Иногда я критикую некоторые проекты. Например, мне рассказали, что франшиза одного ресторана составляет $300 тысяч. Даже в McDonald’s нет такого первоначального взноса», - подчеркивает спикер.
McDonald’s нужен рынок
На российский рынок McDonald’s вошел в 1989 году. Казахстан пока маленький рынок и является для компании неинтересным. «Компания говорит о том, что в рамках их развития Казахстан пока не предусмотрен. Ходит много закулисных разговоров о том, что давно McDonald’s заходил сюда, потом им кто-то не разрешил. Я не доверяю таким слухам. Франчайзинг – это не теневой бизнес, там четко все прописано. McDonald’s нет не только в Казахстане, но и в Туркменистане и Узбекистане. У нас страны немного закрытые, низкая плотность населения не позволяет открывать свои точки», - рассказывает Бекнур Кисиков.
Немного цифр о франчазинге:
$7 трлн – оборот мирового рынка франчайзинга
$ 2,2 млрд – оборот франчайзинга в Казахстане
350 франчайзинговых систем в Казахстане
30 000 занятых людей в секторе РК
4000 франчайзинговых точек в Казахстане
Лидером по количеству франчайзинговых точек является Китай (3100 франчайзинговых систем)
Казахстанские бренды и их стоимость:
1. Карагандинское - $95 млн
2. БТА Банк - $90 млн
3. Рахат - $83 млн
4. Дербес $79 млн
5. Хаома (Ликероводочная отрасль) -$77 млн
6. Kcell - $75 млн
7. Food Master -$71,2 млн
8. Kaspi Bank - $68,5 млн
9. Activ -$57 млн
10. Neo - $46 млн
11. Sultan - $43,7 млн
12. Bacchus - $41 млн
13. КазМунайГаз -$35,5 млн
14. Abdi - $33 млн
15.Казком – $31,8 млн
16. Одари - $30 млн
17. Sulpak – $28,8 млн
18. Halyk Bank – $26,7 млн
19. Цесна - $26 млн
20. Рамстор – $24 млн
Прежде чем франчизировать бизнес, нужно понять, насколько бизнес-модель имеет дубликативный потенциал. К примеру, высокогорный каток Медео мы не можем франчизировать в других условиях или городах. Следующий пункт – уникальная торговая индивидуальность и наличие филиальной сети. «У нас мегаполисы не доверяют регионам, а регионы не доверяют мегаполисам. Когда у компании есть филиальная сеть, легче франчизировать», - добавляет Бекнур Кисиков. Также важно зарегистрировать товарный знак.
Во франчайзинговый пакет должны войти:
- документ раскрытия информации
- руководство по экскплуатации
- бизнес-план
- тренинги
- юридический комплект
- брендбук – руководство по использованию товарного знака/бренда
- инструкция по созданию сайта для компании франчайзи
Бекнур Кисиков призвал создавать и развивать собственные франшизы. Приобрести иностранную франшизу – еще не значит обезопасить себя от рисков и возможных потерь. Мировой тренд говорит о том, что все чаще в мире продаются бюджетные и недорогие франшизы.
Встреча c Бекнуром Кисиковым в Финансовом клубе Казахстана прошла при поддержке Фонда развития предпринимательства «Даму». Финансовый клуб Казахстана создан в целях повышения финансовой грамотности. Миссия Клуба: предоставить максимум полезной информации как заработать, сохранить и приумножить свои деньги. Клуб создан на базе проекта «Семейный бюджет». В формате «просто о сложном» проводятся мастер-классы, семинары, и дискуссии. Основатель Клуба - Софи Баеш, журналист.