Стартовавший 22 сентября командными гонками чемпионат завершится в ближайшее воскресенье, 29 числа. В его рамках проводятся шоссейные групповые и индивидуальные гонки на время с раздельным стартом среди мужской элиты, женской элиты и мужчин в возрасте до 23 лет, а также среди юниоров обоих полов. В первый день чемпионата прошла командная гонка на время у женщин и мужчин, в рамках которой участники выступали за свои профессиональные команды, а не в составе национальных сборных.
Очарование маршрута
В этом году чемпионату повезло: и погода радует – всю неделю солнце и 28 тепла, и пейзажи Тосканы очаровывают – природные ландшафты чередуются с городами искусств. 22 сентября, кстати, первый официальный день осени в Италии. Да-да-да! Лето здесь не подчиняется григорианскому исчислению времени и длится с 21 июня по 21 сентября включительно.
Лукка, Монтекатини-Терме, Пистойя и Фьезоле – типичные средневековые города Тосканы, в которых как на машине времени переносишься в прошлое – кругом дворцы и замки, монастыри и крепости, соборы и музеи. Лукка со своей уютной площадью-амфитеатром и башней Гуиджини, с семью каменными дубами на макушке. Парк того самого Пиноккио в городке Коллоди – большой музей сказки, с тропическим садом бабочек, через который пролегает маршрут от Лукки. Безмятежный спа-курорт Монтекатини-Терме с купальнями еще самих Медичи. Утопающая в зелени Пистойя – садоводческий центр Тосканы. Чарующий Фьезоле, выросший на месте этрусско-римского акрополя, – «зеленая терраса» столицы Тосканы с неповторимой панорамой на нее. И, наконец, колыбель эпохи Возрождения – ее Величество Флоренция.
Передвигаясь по такому маршруту, и отстать несложно, отвлекшись на окружающие красоты.
Справка
Чемпионаты мира UCI (Union Cycliste Internationale) – ежегодные соревнования, проходящие при поддержке Международного союза велосипедистов (UCI) для определения чемпионов мира в велоспорте. Они проводятся в нескольких различных дисциплинах, каждый год в новой стране. Победитель чемпионата имеет право выступать в белой майке с цветными полосами на груди весь следующий год. Из-за сходства с радугой она получила неофициальное название «радужная майка» (англ. The rainbow jersey). Майки получают золотые, серебряные и бронзовые призеры индивидуальных и командных соревнований. Бывшие чемпионы могут выступать в одежде с воротником и рукавами с такими же цветными полосами, как на радужной майке. Чемпионаты проводятся для мужчин и женщин, на дорогах с твердым покрытием, на велотреках, на пересеченной местности и в помещении. Есть также чемпионаты для людей с ограниченными возможностями.
Команда Казахстана. Первые результаты
Состав казахстанской сборной был неизвестен до последнего времени, и в первый день командных гонок среди мужчин-профессионалов от Astana Pro Team выступили 6 велогонщиков: Янец Брайкович (Словения), Якоб Фульсанг (Дания), Андрей Гривко (Украина), Дмитрий Груздев (Казахстан), Танел Кангерт (Эстония) и Алессандро Ванотти (Италия), менеджер команды – Джузеппе Мартинелли.
Astana Pro Team финишировала с шестым временем дня в гонке, проложенной в основном по равнинной, технически несильно сложной трассе, проходящей по сердцу Тосканы, с финишем во Флоренции.
«Астана» замыкает шестерку лучших в командной разделке чемпионата мира… Сегодня мы были шестыми на старте от конца и шестыми в итоге на финише, если посмотреть на промежуточные отсечки, то видно, что мы поддерживали очень хороший, четкий темп, провели гонку неплохо. Да, мы, конечно, упустили 5-е место всего из-за трех секунд…» – написала команда в своем блоге на Твиттере и официальном сайте.
В понедельник состоялась индивидуальная гонка среди мужчин не старше 23-х лет. Казахстанец Даниил Фоминых на дистанции 43 км занял девятое место. А во вторник в индивидуальной гонке среди юниоров наш спортсмен Дмитрий Риве занял восьмое место. На этой же дистанции протяженностью 25,3 км еще два казахстанца, Александр Волошин и Григорий Штейн заняли 54-е и 64-е места соответственно.
25 сентября в индивидуальной гонке на дистанции протяженностью 56,8 км, проложенной от Монтекатини Терме до Флоренции «Мандела Форум», выступили Дмитрий Груздев (Казахстан) и Алексей Луценко (Казахстан). В итоге Груздев стал 19-м по итогам заезда. Луценко занял 48-е место.
Билеты и услуги
Наблюдать за чемпионатом можно не только по телевидению, но и в непосредственной близости от участников.
Стоимость билетов в зоне прибытия, во Флоренции, на крытом стадионе «Нельсон Мандела Форум», трибуны A и трибуны B: первые четыре дня – 25 и 20 евро; два предпоследних дня – 40 и 30 евро; финальный день – 100 и 70 евро соответственно.
Стоимость абонементов: на всю неделю – 230 и 180 евро, на три последних дня – 150 и 100 евро. А стоимость абонементов на стоячие места вдоль пути следования по улице Сальвиати (на самом крутом участке маршрута) между Фьезоле и Флоренцией на заключительные три дня составит100 евро.
Все билеты и абонементы можно приобрести как в кассах городов маршрута, так и онлайн.
Электронное пространство пестрит интерактивными картами маршрута, таблицами итогов чемпионата и изменениями в работе транспорта как на многочисленных туристических сайтах, так и на порталах, специально посвященных этому мероприятию. Онлайн-покупка билетов и услуг, символики чемпионата, тотализаторы – это то, что сейчас волнует Тоскану.
Специальные автобусы-шаттлы, привозящие болельщиков-туристов во Флоренцию из большинства городов Италии, за 40-60 евро предлагают пакет услуг: дорогу в оба конца, надувную шейную подушку, бутерброды, соки, минеральную воду и информационный кит.
Флоренция и чемпионат
Жители Флоренции отнеслись к чемпионату мира по-разному. Кто-то с энтузиазмом и воодушевлением; кто-то апатично, предпочтя на эти дни покинуть ее; а кто-то и вовсе агрессивно – протестуя и ругаясь. По городу прокатилась небольшая волна хулиганских поджогов велосипедных стоянок и мусорных баков.
Со второй половины 2009 года, специально к чемпионату, только во Флоренции было уложено почти 40 км нового асфальта, стоимостью 7 млн евро, сообщает Corriere Fiorentino. «В 2012 году были проблемы из-за проливных дождей, когда работы на перекрытых дорогах приходилось останавливать надолго, и мы получали по 70 жалоб в день», – говорит мэр города Маттео Ренци.
А в дни чемпионата город оказался «парализованным» на целых 8 дней. Но самые жаркие дни обещают быть с 27 по 29 сентября. Закрыты школы, университеты перенесли вступительные экзамены и начало занятий на октябрь. Некоторые предприниматели отпустили своих сотрудников в вынужденный отпуск, так как общественный транспорт не функционирует в своем обычном режиме. Предприимчивые же негоцианты решили оставлять свои магазины открытыми до полуночи на время чемпионата.
В город можно въехать и выехать или до 9 утра, или только после 6 вечера. По всей Флоренции висят предупреждающие об этом дорожные знаки. Повсюду установлены железные парапеты и убраны парковочные места – сложно даже велосипед припарковать. С воздуха город патрулируют вертолеты, раздражая своим рокотом.
На возмущения жителей мэр отвечает: «Флоренция никогда не принимала таких событий. Так что проблемы есть. Да, исчезли 3,8 тыс. парковочных мест, но появились 4,2 тыс. в других местах! Школы будут закрыты в пятницу и субботу. Добавлены 266 поездов, в которых вы сможете ездить с автобусным билетом стоимость в 1,2 евро. В течение трех лет мы работали для этого события, желая эффектно показать Флоренцию. Я извиняюсь за доставленные неудобства, но событие, которое даст городу возможность заработать 470 млн евро и быть в центре внимания почти двухсот телеканалов мира, заслуживает все наши усилия!»
А рано утром в понедельник всех резидентов города ждал сюрприз – абсолютно пустые дороги. И самой актуальной городской шуткой стало выражение «чемпионат мира по пряткам, так как никого не видно». Но мэр города, в свою очередь, благодарит флорентийцев за пустынные улицы.
Во Флоренции организуются веловыставки и велофестивали, а витрины многих магазинов города патриотично украшены «велодекором». В некоторых проходят флэшмобы с VIP-персонами (в том числе и с самим мэром!), крутящими велосипедные педали. Экономический кризис, или любовь к спорту, привели Флоренцию к велосипедному буму – только в 2013 году было продано 7 тыс. 852 велосипеда, тогда как количество проданных автомобилей за аналогичный период времени составило 6 тыс. 514. Во всей провинции за это время продали 40 тыс. 226 велосипедов и 33 тыс. 364 авто.
Однако не обошлось и без курьезов, так, например, в фейсбуке образовалась группа «Жертвы чемпионата», собравшая уже около 6 тыс. единомышленников. Подписчики этого сообщества жалуются, ругают чемпионат, советуются, делятся очередными «сюрпризами» и фотографиями, ведут «расследования» или просто шутят на данную тему.
А одна тосканская пара решила именно в эти дни заключить свой брачный союз, и, конечно же, – на велосипедах.
Почем нынче гонки?
Как вы думаете, сколько стоит чемпионат мира? Согласно независимому расследованию Ridersbike Magazine, ответы, в принципе, найти можно. В отчетах швейцарского Мендризио 2009 года, например, австралийского Джилонга 2010 года, датского Копенгагена-2011 или голландского Лимбурга-2012. В частности, в Мендризио весь чемпионат обошелся в 13 млн швейцарских франков, что равно примерно 11 млн евро. 65% стоимости покрылось за счет государственных учреждений, 20% – за счет спонсоров и остальное окупилось продажей билетов, маркетингом и другими коммерческими оборотами чемпионата. Расходы на меры безопасности и асфальтирование дорог составили около 2 млн франков (примерно 1,5 млн евро). А грамотное финансовое управление даже привело к остатку в 100 тыс. евро, но все было организовано четко и аккуратно. Копенгаген и Джилонг стоили даже чуть меньше, а Лимбург почти столько же.
И тут в игру вступает Тоскана-2013. Согласно «Рамочным соглашениям» 2011 года между регионом Тоскана, провинцией Флоренции, Луккой, Пистойей, Прато и коммунами Фьезоле, Флоренции, Лукки и Монтекатини, техническая группа комитета измеряет маршруты и оценивает требуемые работы в 157 млн 244 тыс. 90,15 евро, разделенные на 2 транша, для подготовительных и окончательных работ, в 71 и 86 млн соответственно. Речь идет о сумме, с которой в Швейцарии провели бы 15 аналогичных чемпионатов!
23 июня 2011 года техническая группа с этими расчетами делегируется в правительство, получив, естественно, отказ. После которого решает отказаться от второго транша и сосредоточиться на первом, занявшись только подготовкой дорожных покрытий. Которых, по их расчетам, целых 1 млн 373 тыс. 763,93 квадратных метров! Чтобы понять метраж, представьте себе квадрат со сторонами в 37 км!
Правительство снова отказывает. Пересмотрев еще раз смету, техническая группа сокращает запрос до 49 млн, но не за счет исключения позиций, а за счет экономии на качестве работ, грубо говоря. И в этом случае правительство отказывает в средствах из общегосударственного бюджета уже окончательно.
Таким образом, «требуемая» цифра сократилась до 32 млн евро, но из региональных и областных бюджетов, которая и фигурирует сейчас в официальных документах.
В любом случае сумма огромная, с которой в Швейцарии провели бы три чемпионата! Чем же так дорога Италия?