USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.82$
-0.040
BTC
97053.80$
+2805.100

Мода на просторные и малоэффективные офисы уходит - эксперты

Как рынок коммерческой недвижимости выживал в 2020 году

Share
Share
Share
Tweet
Share
astana.gov.kz

astana.gov.kz

Рынок коммерческой недвижимости подсчитывает потери из-за скидок арендаторам и растущей вакантности: спрос на традиционные офисные помещения заметно сокращается, владельцам торговых объектов в борьбе за клиентов приходится снижать ставки аренды. Эксперты советуют владельцам недвижимости формировать запасы ликвидности, а также быстро адаптироваться под новые запросы клиентов - мини-офисы и формат hot-desk. Какие еще тренды прослеживаются на рынке коммерческой недвижимости, они рассказали корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

Гибкий офис

Общие потери двух самых крупных рынков офисной недвижимости - Алматы и Нур-Султана - составляют порядка 45 млрд тенге по итогам 2020 года, делится данными независимый эксперт рынка коммерческой недвижимости Шахида Садырова. В статистику включены данные за период локдауна и с учетом скидок арендаторам. При этом, несмотря на постепенное возвращение уровня ставок аренды к докризисным показателям, отдельные игроки по-прежнему вынуждены предоставлять скидки ключевым арендаторам во избежание увеличения вакантности. Ведь с учетом новых реалий вакантность на рынке офисной недвижимости может достигать 30%.

«Потери арендодателей составляют порядка 30% и преимущественно сформированы за счет скидок и растущей вакантности. Если говорить о спросе на помещения офисной недвижимости, то он заметно сокращается, компании оптимизируют занимаемые пространства, отправляя часть сотрудников на удаленный режим работы. Так, наблюдаются запросы на оптимизированные пространства, с более эффективным управлением площадями», - говорит Шахида Садырова.

При этом говорить об отсутствии перспектив у офисной недвижимости пока рано, отмечает независимый эксперт по коммерческой недвижимости Игорь Ким. Рынок на стадии формирования и адаптации к новым условиям: режим удаленной работы изменит концепцию организации офисного пространства в ближайшие годы. Он уточняет, что изменения на рынке офисной недвижимости частично затронули сектор торговой и жилой недвижимости. Например, из-за того, что большинство сотрудников были вынуждены работать из дома, у них появилась потребность в наличии торговых и социальных объектов на территории своих жилых комплексов.

Некоторые крупные компании готовы пересмотреть подходы к режиму работы сотрудников офлайн и сократить количество одновременно пребывающих в офисе на более чем 30%, отмечает Шахида Садырова. Поэтому и появляется спрос на гибкие пространства, или так называемые hot-desk, мини-офисы, приложения по управлению рабочими местами.

По наблюдениям экспертов, мода на просторные и малоэффективные офисы, с собственными конференц-залами, уходит. Более актуальной становится коллаборация коворкинг-пространств, вокруг которых компании занимают площади, пользуясь общей, доступной инфраструктурой по мере необходимости.

В целом ситуация на рынке офисной недвижимости складывается неоднозначно. Аналитики признают, что, с одной стороны, эффективность удаленной работы не уступает традиционной модели, что, в свою очередь, снижает спрос на вакантные площади. С другой - для тех компаний, которые остаются в офисах, необходимы большие площади из-за введенных норм по социальной дистанции. Если ранее норма на одного сотрудника составляла от 8 до 12 кв. метров, то сейчас рассматривается показатель от 10 до 14 кв. метров. А для этого нужно не только увеличивать площади кабинетов, но и реорганизовывать офисные пространства.

Сторговаться получается. Но не всем

На рынке торговой недвижимости наблюдается тренд по замене фиксированной арендной платы выплатами процентов с товарооборота. Такой формат договоренностей не несет в себе угрозы ни одной из сторон, делится наблюдениями Шахида Садырова, поскольку это увеличивает заинтересованность управляющей компании, а значит и вовлеченность в повышении доходов арендатора.

«Однако при отсутствии прозрачности такого рода отношения ведут в тупик, создавая нездоровый фон для долгосрочного партнерства», - предупреждает она.

Ставки аренды торговой недвижимости к прежним показателям к концу 2020 года не вернулись. Исключением стали продуктовые магазины и магазины по продаже техники и электроники. Эксперт указывает, что скидки арендаторам колеблются от 20 до 30% в зависимости от категории. При этом загрузка торговых площадей снижается до 85%.

Ситуация у торговых центров и street retail на сегодня складывается  также непросто. Для удержания арендаторов, а также снижения спроса на рынке владельцы недвижимости снижают арендные ставки, предоставляют каникулы и идут на гибкие условия взаиморасчетов. Компании также пересматривают условия аренды с арендодателями и сокращают занимаемые площади.

«Последние вынуждены соглашаться и подходить к переговорам более гибко. В иных случаях рассматривается переезд из дорогих объектов класса А в более доступные объекты класса B, а то и вовсе С», - рассказывает независимый эксперт рынка коммерческой недвижимости Игорь Ким.

Он поясняет, что потери в торговом секторе, в среднем, если говорить о полноценных торгово-развлекательных центрах, составили от 40 до 60% для самых крупных  игроков. Ведь уровень потерь напрямую зависит от масштаба развлекательных площадей и фудкортов, часть из которых остаются закрытыми с момента объявления локдауна в середине марта.

К слову, рынок развлекательных услуг «просел» практически до ноля, не успев сгенерировать доходы в первый неполный квартал 2020 года. При этом если развлекательные центры относительно готовы к открытию при разрешении на работу, то кинотеатры страны частично возобновили свою деятельность в ущерб себе. На сегодня посещаемость кинотеатров снизилась до 75%.

«После сильного удара в период локдаунов относительно выровнял свои позиции фешен-ретейл. Основным игрокам удалось практически виртуозно управлять товарными запасами, лавируя между закрытиями и сезонными коллекциями. Если летом и осенью мы наблюдали резкое снижение предложения сезонных коллекций, существенные отсрочки в поставках актуальных товаров, то на сегодняшний день, несмотря на общее снижение спроса, сильные ретейлеры остаются «на плаву», - говорит Шахида Садырова.

Что касается гостиниц, то упавшая в период локдауна до ноля загрузка сейчас не поднимается в среднем выше 8-12%, обслуживая только резидентов страны. В годовом же промежутке гостиничный сектор теряет больше 50% доходов, добавляет она.

«По итогам третьего квартала текущего года уровень загрузки пятизвездочных отелей, ориентированных в основном на иностранных гостей, снизился на 16,2% относительно аналогичного периода прошлого года. Уровень заполняемости 4* и 3* отелей, ориентированных на локальных гостей, демонстрирует снижение загрузки на 12,1-13,6%», - подтверждает Игорь Ким. В ближайшие годы основным фокусом гостиничного сектора будет внутренний рынок, затем региональный и международный, добавляет эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.