Представители профильных ассоциаций разных направлений АПК рассказали корреспонденту «Капитал.kz» о том, какие события 2020 года стали самыми важными для сектора и чем они обернулись для сельхозтоваропроизводителей.
В 2020 году из-за пандемии, введения режима ЧП и связанных с ней карантинных мер возникли сложности с посевной кампанией. В частности, в апреле-мае 2020 года в результате ограничений на передвижения внутри страны и за ее пределами поставки ГСМ, семян, запасных частей, средств защиты растений стали проблемой для фермеров даже в пределах одной области, начал перечислять официальный представитель Зернового союза Казахстана, учредитель группы компаний «Северное Зерно» Евгений Карабанов. Но их удалось решить благодаря помощи государства, НПП «Атамекен» и профильных ассоциаций. Таким образом, несмотря на сложность ситуации и неблагоприятные погодные условия, отечественные фермеры в 2020 году собрали достойный урожай зерна – больше 20 млн тонн.
«Из-за пандемии в АПК произошло несколько важных событий. Во-первых, в марте-апреле 20202 года действовали квоты на экспорт пшеницы и муки и запрет на вывоз овощей и растительного масла. Во-вторых, продлили запрет на вывоз живого скота за пределы страны. В-третьих, по поручение главы государства начата разработка новой госпрограммы развития отечественного АПК на следующие 5 лет, поскольку в 2021 году истекает срок действия программы развития АПК на 2017-2021 годы», - сказал наш собеседник.
В новом документе Минсельхоз обещает учесть все пожелания отраслевых ассоциаций, фермеров, переработчиков и экспортеров.
Что касается того, какие направления АПК больше всего пострадали от коронавируса, то первыми «жертвами», по мнению нашего собеседника, стали овощеводы на юге страны. В апреле 2020 года из-за запрета на экспорт и режима ЧП они не могли продавать свою продукцию за границу, поэтому часть ее испортилась, а другую им пришлось продавать за копейки.
На втором месте в списке пострадавших оказались владельцы откормплощадок, считает Евгений Карабанов, в апреле 2020 года им запретили экспортировать живой скот в Узбекистан. Теперь он полностью реализуется внутри страны, в результате цены снизились, и это больно ударило по животноводам.
На третьем месте птицеводы – вспышка птичьего гриппа в сентябре 2020 года обернулась существенным ущербом для птицефабрик. В результате производство яиц сократилось на 8%, а цены выросли на 14%.
«Также пострадали производители муки и растительного масла, которые в апреле-мае 2020 года в результате введения квот и запрета на экспорт не смогли продать большую часть своей продукции за границу», - добавил Евгений Карабанов.
Кроме того, пострадали сельхозпродукции, которые, отправляли свою продукцию в Китай. 16 ноября 2020 года КНР приостановила обработку товарно-штучных грузов, поэтому уже 2 месяца вся отгруженная продукция стоит на границе Казахстана с Китаем из-за опасений китайской стороны заражения коронавирусом через упаковку. И непонятно, когда ситуация решится, поскольку Китай не собирается что-то менять», – сказал Евгений Карабанов.
На поддержку сельского хозяйства из госказны за 7 месяцев 2020 года выделили более 650 млрд тенге, это почти на 30% больше, чем в 2019 году, заметил он. Эти средства использовали для кредитования фермеров через государственные финансовые институты и банки, субсидирования процентной ставки по кредитам БВУ фермерам, финансирования весенне-полевых работ, в том числе проведение форвардного закупа зерна АО «Продкорпорация» и изменений программы «Экономика простых вещей».
Важными для животноводческой отрасли событиями председатель Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев назвал отмену в марте 2020 года субсидий откормочным площадкам. Это вкупе с ростом цен на корма снизило их рентабельность практически до нуля.
«Отрасль по своим показателям откатилась на 3-4 года назад, фермеры начали сбрасывать поголовье, что в условиях растущей безработицы видится очень недальновидным шагом со стороны нашего правительства. Вместо активного наращивания числа мелких фермеров и увеличения объемов экспорта за валюту государство сделало все, чтобы отбить желание новых и действующих участников рынка заниматься этим бизнесом», – сказал Максут Бактибаев.
Постоянный дефицит обещанных средств на субсидии также не придает инвестиционной привлекательности отрасли, несмотря на все декларируемые преференции, считает он. То есть государство говорит, что оказывает поддержку фермерам, но по факту получить ее сродни выигрышу в казино, добавил он.
Кроме того, в этом году в рамках государственной программы «Сыбага» по мобилизации малых и средних животноводческих ферм повысились требования к залоговому обеспечению, добавил Максут Бактибаев.
Финальным аккордом для всех сельхозтоваропроизводителей стало введение в июне 2020 года утилизационного сбора на всю сельзохтехнику (иностранную и отечественную), что привело к ее удорожанию на 10-25%. И это в условиях необходимости обновления 80% всего машинно-тракторного парка, заметил наш собеседник.
Недостаток рабочей силы во время первого локдауна привел к увеличению расходов на сезонных рабочих с низкой квалификацией в сфере выращивания ягод и овощей, рассказала ответственный секретарь Казахстанской ассоциации производителей и переработчиков винограда, орехоплодных, плодово-ягодных и овощных культур Елена Курганова.
«В то же время наблюдался высокий потребительский спрос на ягоды в течение всего сезона. Например, закупочная оптовая стоимость малины в 2020 году превысила предыдущие годы в два раза и составила 1800-2000 тыс.тенге за килограмм», - пояснила она.
Важное изменение – освобождение с января 2020 года малого и микробизнеса от налога на прибыль на три года. Доработан и увеличен список субсидируемых удобрений. Приняты изменения в программу субсидирования АПК, перечислила спикер.
«Субсидии для сельскохозяйственных предприятий растут, но получить их производителям ягодной и орехоплодной продукции непросто. Новых коммерческих сортов в госреестре РК нет, а именно их и выращивают наши производители. Также требуется пересмотреть расчет закладки плантаций для винограда столовых сортов и ягодных культур, предусмотренных в правилах субсидирования», – сказала Елена Курганова.
Плодово-ягодная отрасль в РК планомерно развивается, несмотря на пандемию. Заложены новые плантации столового винограда, ягодных, косточковых и семечковых культур. Потребительский бум на малину закономерно привел к активной посадке малиновых плантаций. Спрос на отечественные продукты и трудности импорта двигают отрасль вперед, добавила спикер.
«Все направления АПК понесли потери, но агропромышленный комплекс пострадал не так сильно, как, например, туристическая отрасль, поскольку производство продуктов питания – это необходимость и бесконечный цикл потребления. Наибольший урон сельхозпроизводителям нанесла некорректно организованная логистика и весенние карантинные ограничения на поставки сельхозпродукции, а также экспортные ограничения», – сказала Елена Курганова.