USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.69$
+0.100
BTC
104957.00$
-1030.000

Смогут ли ТРЦ пережить второе закрытие?

Локдаун грозит нокдауном

Share
Share
Share
Tweet
Share
Смогут ли ТРЦ пережить второе закрытие?- Kapital.kz

Как трансформируется рынок торговых площадей и составит ли онлайн-торговля серьезную конкуренцию «живым» бутикам,  в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала независимый эксперт по коммерческой недвижимости Шахида Садырова.  

- Шахида, мы понимаем, что торгово-развлекательные центры теряют своих арендаторов. Правда, руководство ТРЦ не спешит делиться информацией о том, в каких масштабах и как быстро это происходит. Что предпринимают ТРЦ, чтобы замедлить этот процесс?

- Потери арендаторов в текущей ситуации для управляющих ТРЦ компаний неизбежны, а их масштабы зависят от ряда факторов, которые в свою очередь определяют гибкость арендодателя по условиям аренды. При отсутствии серьезных кредитных обязательств и необходимости капитального ремонта управляющие компании могут пойти на существенные уступки, дабы удержать арендатора.

Как правило, наиболее рабочим инструментом являются скидки по ставкам аренды и полный уход от фиксированной ставки к проценту от товарооборота, реже используются схемы отсрочки платежей, когда часть аренды выплачивается через определенный промежуток времени, так скажем, в будущие «лучшие времена».  Однако в случае банкротства и выхода арендатора из рынка в целом все усилия обеих сторон оказываются тщетными. Мы уже наблюдаем выход не только частных мелких ретейлеров, но и крупных сетевых операторов. На днях о выходе с рынка объявила крупная продуктовая сеть, и это только начало. Думаю, что в ближайшие два года мы чаще будем становиться свидетелями подобных новостей. В целом можно прогнозировать повышение вакантности в крупных объектах на рынке в среднем до 10%, при текущей 100% заполняемости.

- Насколько серьезными могут оказаться проблемы супер- и гипермаркетов в ближайшей перспективе, если ситуация с пандемией и карантинными режимами не изменится? Насколько негативно это скажется на инвестпривлекательности объектов? Ведь многие из них запущены с привлечением частных инвесторов.

- Повторное закрытие ТРЦ может погубить как управляющие компании, так и арендаторов. Закрытие ТРЦ в выходные дни также негативно сказывается на экономике проектов. Мы наблюдаем незначительный рост количества посетителей в будние дни по понедельникам и пятницам, однако данные колебания не способны компенсировать потери выходных дней.

По результатам ряда международных исследований прогнозы по инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости не самые радужные, в среднем снижение капитализации активов ожидается на уровне 25-45% для бизнес-центров и торговых объектов. Данный прогноз достаточно реалистично отражает и ожидания на казахстанском рынке в перспективе от одного года до двух лет. Если говорить о среднесрочной перспективе от 2 до 5 лет. Я считаю, что рынок постепенно будет выравниваться, возвращая нас к ожиданиям текущего года уже в 2024-2025 годах.

- Я наблюдаю, что владельцы многих бутиков в ТРЦ открывают интернет-магазины. Это ведь тоже фактор невозврата в супер- и гипермаркеты?

- Да, и это лучшее решение в текущих реалиях. Ретейлеры, способные достаточно быстро адаптироваться к новым трендам, имеют больше шансов на выживание, именно об этом сейчас для многих и идет речь. Наличие качественной платформы для торговли, налаженная система доставок и работа над возвратами помогут удержать бизнес на плаву. На сегодня в Казахстане функционирует порядка 2 400 интернет-магазинов, и данная цифра будет расти вместе с благоприятными для этого условиями, в том числе локдауны и ограничения. Более полутриллиона тенге в 2019 году прошло через интернет-пространство, в период ЧП и локдаунов эта цифра выросла в среднем на 5-7%. И это существенно, особенно принимая во внимание тот факт, что Insta-торговля на сегодня является теневой и нигде не фиксируется. Единственным способом приблизительно оценить объем торговли, например, на Instagram-площадке является отслеживание объемов транзакций по картам физических лиц в банках второго уровня, однако доступа к такой информации нет, и как много казахстанцы реально покупают онлайн – нам остается только гадать.

- Может ли онлайн-торговля составить серьезную конкуренцию торговым центрам? Какую долю рынка ретейла она может занять?

- Все будет зависеть от того, насколько ретейлеры смогут профессионально работать онлайн. Также многое зависит и от специфики товаров, в частности, приобрести книгу или технику в онлайн-магазине проще, чем одежду или продукты питания. Поэтому для некоторых магазинов новая платформа может стать долгосрочной. Однако я верю в то, что качественные торговые площадки, такие как ТРЦ, списывать со счетов еще слишком рано. Объем онлайн-торговли в мире, по разным оценкам, достигает не более 17-19%, в Казахстане – около 15%. При этом мы говорим о высокоразвитых рынках, где логистика осуществляется быстро, качественно и недорого. На нашем рынке все немного сложнее, логистика по-прежнему требует совершенствования, цена доставки довольно высокая, потребительские привычки и желание «потрогать, пощупать» и реально оценить товар достаточно сильны, поэтому предпосылок к вытеснению традиционного ретейла онлайн-магазинами я пока не вижу.

-  Мне также интересны ваши наблюдения: усилилась ли конкуренция за покупателя между магазинами и ТРЦ?

- В силу того, что стрит-ретейл в нашей стране развит достаточно слабо, конкуренция между магазинами у дома и ТРЦ существует по большому счету только  в разрезе продуктового ретейла, а именно между якорными супермаркетами и мелкими продуктовыми магазинами у дома.

По состоянию на август объем продовольственного рынка страны вырос на 4,8%, в то время как объем непродовольственного оборота снизился более чем на 16%. Эта статистика достаточно точно отражает реальную картину, когда население страны вынуждено сокращать расходы на товары не первой необходимости.

По итогам трех кварталов текущего года рынок торговой недвижимости в сегменте качественных объектов просел в среднем на 40-45%. При этом, чем крупнее и внушительнее объект, тем больше масштаб – до 60% от планового показателя на текущий год. Связано это, прежде всего, с долей развлекательного сегмента и сегмента общественного питания. То есть чем выше доля площадей, приходящихся на кинотеатры, детские развлекательные центры и фуд-корты, которые не функционируют с марта текущего года, тем выше уровень потерь.  

- Как такового противостояния за долю на рынке между торговыми центрами и магазинами у дома нет? 

- Текущие особенности при пандемии вносят свои коррективы в потребительское поведения казахстанцев. И это действительно способствует переменам на рынке фуд-ретейла. В рамках жестких ограничительных мер потребитель находится в поисках более удобных форматов магазинов и чаще обращается к ним, однако говорить о перекраивании рынка пока рано. По моему мнению, пандемия все же носит временный характер, и ретейл рано или поздно вернется к своему привычному статусу с некоторыми поправками, без существенного передела центров тяжести. Если говорить о противостоянии магазинов у дома и гипер- и супермаркетов, то здесь важно понимать, что структурно данные категории находятся на разных плоскостях и полноценно конкурировать друг с другом не могут. Гипер- и супермаркеты по-прежнему будут доминантами на рынке фуд-ретейла.

- Какие шансы у фуд-ретейла, воспользовавшись ситуацией, перейти на новый уровень развития?

- Подобный формат торговли имеет высокий потенциал развития. Однако снизить стоимость товаров и расширить ассортиментную матрицу в рамках мелких точек достаточно сложно. Для этого нужна правильно выстроенная схема работы, очень детальная работа с остатками товаров и отлаженная система логистики, для беспрерывного курсирования между торговыми точками. Думаю, в перспективе мы обязательно увидим сетевых операторов магазинов у дома. Запускать такого рода бизнес стоит в густонаселенных спальных районах, вне непосредственной близости к крупным гипермаркетам.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.