USD
443.35₸
EUR
475.54₸
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
-0.010
BTC
63280.40$
-513.100

Екатерина Смышляева: Приравнять счета многоэтажек к вкладам физлиц – одна из важных задач

Эти средства должны быть защищены от блокировок и штрафных санкций, считает депутат

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Очередной пакет законодательных поправок в сфере управления многоквартирными жилыми домами и комплексами запланировано принять в новой парламентской сессии. Какие изменения обсуждаются рабочей группой - в интервью центру деловой информации Kapital.kz рассказала депутат мажилиса Екатерина Смышляева.

Фото: parlam.kz  - Kapital.kz

Фото: parlam.kz 

- Екатерина Васильевна, когда запускалась реформа сферы управления и содержания жилых многоквартирных домов, поднимался вопрос о том, как в МЖД будут копить средства на капитальный ремонт. То есть о том, что эти деньги должны храниться так же, как и депозиты физических лиц, не облагаться налогом на прибыль, на них должно начисляться вознаграждение, как и по вкладам физлиц. Но в настоящий момент, насколько известно, этого нет. Эти средства хранятся на счетах в банках под маленький процент. Даже гарантия Казахстанского фонда гарантирования депозитов на них не распространяется. Скоро ожидается разработка нового пакета поправок в законодательство, предложения будут рассматривать на рабочих группах в мажилисе. Какие варианты обсуждаются для решения вышеупомянутых проблем?

- Все верно. Сейчас накопительные счета действительно не приравнены к вкладам физических лиц и не защищены. Это же относится и к размерам вознаграждения. И, работая над проектом закона, дать таким счетам статус, аналогичный вкладам физлиц, – одна из важных задач. Как это будет - идет обсуждение. Проще всего было бы собрать все накопительные счета у одного оператора, там же предусмотреть защиту и вознаграждение, но рабочая группа считает важным на всех этапах оставлять право выбора за гражданами. Вместе с тем сейчас ничего более конкретного сказать пока не могу, единственное, что точно – мы работаем над законодательной защитой накопительных счетов МЖД.

- Сейчас простые товарищества не могут открывать БИН. Сборы перечисляются доверенному физическому лицу, которые могут быть арестованы из-за его личных причин. То есть гарантий сохранности данных средств нет. Как будет решаться этот вопрос?

- Вы правы, факт накопления денег жильцов физическим лицом – это большой риск. Очень сложно установить ответственность. Есть и издержки в виде блокировок счетов. Пока судьба простых товариществ обсуждается, в предлагаемой модели в них вообще отпадает необходимость. А БИН присваивается дому автоматически в момент «рождения» МЖД на базе регистрации кондоминиума. Современные технологии и цифровизация это позволяют. Но это одна из версий, повторюсь, идет обсуждение.

- Каким образом предлагается изменить механизм работы КСК, чтобы он был более эффективным?

- Главная претензия людей к работе КСК и ПКСК – непрозрачность и кулуарность. Во многих КСК не пересматривались уставы, не обновлялись учредители, органы управления сформированы председателем и так далее. Участие жителей в принятии решений сведено на нет. Хотя, надо признать, это многих устраивает. Однако только в том случае, когда КСК работает. Таких примеров успешных и добросовестных кооперативов у нас достаточно. Сегодня их представители тоже участвуют в обсуждении проекта закона и готовы к новым требованиям. Это накопительные счета, разделение и изменение состава органов управления, ревизия и обновление уставных документов и другое.

Вместе с тем опытные КСК, как и недавно образованные ОСИ, ставят ряд проблемных вопросов, которые обязательно найдут отражение в законопроекте. Это, как мы уже говорили, защита накопительных счетов, технический аудит домов, налогообложение субъектов управления, доступ к государственным информационным системам и персональным данным, дефицит профессиональных управляющих и так далее.

- В целом какая налоговая политика должна проводиться в отношении органов управления МЖД (ОСИ, КСК, ПТ, НСУ)?

- В отношении субъектов управления налоговая политика должна проводиться в соответствии с их формой регистрации. В вашем вопросе речь идет о некоммерческих организациях – это одна система. Доходы НКО не облагаются налогами, даже в случае, если они получены в результате коммерческой деятельности, но при этом потрачены на нужды организации. Это действующее законодательство. От налогов по фонду оплаты труда – не освобождено ни одно юридическое и физическое лицо.  Если это субъект бизнеса, как, скажем, управляющая компания, это другое.

И еще при обсуждении мы отметили, что имеет значение происхождение средств. Например, средства, полученные из сборов, но за услугу управления – это заработанные управляющей компанией деньги, они облагаются налогом. Средства жителей на содержание домов, а также средства, полученные домом от коммерческой деятельности, но которые дом тратит на свои нужды, а не выводит в виде чистого дохода, налогом облагаться не должны. Текущие счета жителей также должны быть защищены от блокировок и иных санкций, которые могут быть связаны с бизнес-процессами управляющей компании. В целом же налоговая политика – это отдельный вопрос обсуждения рабочей группы. Над ним еще предстоит долго работать.

- Президент говорил о том, что реформа сферы управления МЖД должна была стать первой ступенью к переходу к самоуправлению. Но МЖД в основном предпочли оставить все как есть, перейдя формально в ПТ. Заинтересованности к консолидации для решения вопросов своего двора, микрорайона, как показала практика, люди в основном не проявили. Как вы считаете, в связи с чем? И что поможет изменить ситуацию? Расширяет ли ОСИ, как новая форма управления, возможности для самоуправления жильцами многоквартирными домами в дворах, микрорайне, районе? Если да, то какие? Или они равны во всех формах управления МЖД?

- Нет, не равны. На практике не равны. По теории должно быть иначе. И наша задача - как раз этого равенства добиться. Чтобы любой вариант организации для людей был одинаково прозрачен и эффективен. ОСИ, в плане участия жителей, более продуманная форма управления. Создана правовая конструкция. Требования к КСК только будут прописаны в новом пакете.

Реформа, при всех ее недостатках, показала нам реальный процент вовлеченности людей в систему самоуправления. Показала уровень компетенций потенциальных лидеров. Мы должны делать выводы и формировать гражданскую активность в обществе. Как? Это тема отдельного интервью.

- Будут ли предусматриваться изменения в законодательство, чтобы собственники жилья проявляли больше активности в вопросах самоуправления?

- Кроме прав, у каждого жителя многоквартирного дома есть обязанности. В частности, по содержанию объекта кондоминиума и собственно своего жилища. Они должны исполняться. В остальном, как показала практика, любые формы принуждения к участию не дают результата. Это процесс эволюционный. Нельзя заставить быть активным и неравнодушным нормой закона, если она, конечно, конституционная. Человек сам должен захотеть вмешаться в процесс управления. Это как в анекдоте про мальчика, который до 4 лет не разговаривал, а потом сказал, что каша не сладкая. Когда его спросили, чего же он так долго молчал, он сказал, что раньше его все устраивало. Также и с управлением. Пока все устраивает или все терпимо, активность будет низкой. Каждый житель многоэтажки – это человек с кучей забот. Семейных, профессиональных, бытовых. Плюс некоторый нигилизм, который базируется на неверии в возможность что-то изменить. Поэтому в Советах домов очень активны люди пенсионного возраста. Во-первых, они свидетели того общественного устройства, когда «управдом» был «другом человека», и коллективная ответственность культивировалась и поощрялась. Старшее поколение более ответственно и активно в этом направлении. Во-вторых, у них больше свободного времени. Экономически активные граждане, особенно в мегаполисах, как правило, индивидуалисты. Они выключены из большинства инициативных процессов и живут в некоторой изоляции, пока она возможна.

- Какие нормы, по вашему мнению, нужно доработать в сфере управления и содержания жилых многоквартирных домов?
- Все, о чем мы с вами говорили – это и есть предмет доработки. Единственное, что необходимо еще раз подчеркнуть, это принцип, которому следует рабочая группа. Во всех вопросах, которые касаются прав, никакого принуждения. Только выбор и инициатива.

- Как вы оцениваете работу по информационному сопровождению реформы? Насколько эффективно велась работа по разъяснению законодательства?

- Недостаточно эффективная информационная работа во многом стала причиной того, что реформа не пошла. Даже сейчас, после массивного публичного обсуждения, многие не понимают суть преобразований, задумку авторов. А она очень непростая, даже для того, кто погружен в тему. В начале правоприменения был вакуум. Потом информационное поле оживилось, но не с разъяснительной, а с обвинительной повесткой. Началось противостояние старых форм управления новым. КСК против ОСИ и наоборот. К сожалению, жителей и их интересов в этих дискуссиях было очень мало.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.