Fitch Ratings отмечает, что крупные отчисления под обесценение кредитов Казкоммерцбанка являются нейтральными для кредитоспособности банка. Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в рейтинговом агентство Fitch.
Как отмечается в сообщении, отчисления были вызваны регулятивными изменениями, а не ухудшением кредитного портфеля. Рейтинги ККБ по-прежнему учитывают, с одной стороны, очень слабое качество активов банка и, с другой стороны, значительную способность покрывать убытки, комфортную ликвидность и положительные показатели прибыльности до отчислений в резерв под обесценение кредитов (после корректировки на начисленные проценты).
Ранее Казком сообщил об отчислении в резерв под обесценение 286 млрд. тенге согласно отчетности по МСФО за 2012 год, включая 220 млрд. тенге в 4 квартале 2012 года. В итоге убыток за весь год составил 131 млрд. тенге (4 квартал 2012 года - 151 млрд. тенге).
Отчисление под обесценение в размере 196 млрд. тенге связано с решением Казкоммерцбанка в целом уровнять резервы под обесценение по финотчетности.
По информации агентства, изменение подхода Казкома к резервированию связано с поправками в банковское законодательство Казахстана в отношении резервов под обесценение кредитов.
Новое правило отменяет отдельный расчет таких резервов для регулятивных целей и обязывает банки создавать регулятивные резервы на уровне резервов по МСФО. В то же время регулирование также предусматривает создание «динамических резервов» для дополнительной защиты против общих кредитных рисков.
Ожидается, что первоначально эти резервы будут устанавливаться как разница между резервированием под обесценение согласно предыдущим регулятивным правилам и согласно требованиям по МСФО (если первые имеют больший размер, или «динамические резервы» будут равны нулю).
До 4 квартала 2012 года ККБ имел существенно более высокие резервы под обесценение согласно национальным регулятивным требованиям, чем по МСФО. Если бы банк не повысил резервы по МСФО до уровня регулятивных требований, до того как было введено новое регулирование, а вместо этого существенно сократил бы свои регулятивные резервы, это могло бы привести как минимум к двум негативным последствиям.
Прежде всего, активы банка, взвешенные по риску, для регулятивных целей увеличились бы приблизительно на 8% ввиду более высокой величины чистых кредитов, в то время как объем регулятивного капитала оставался бы неизменным (поскольку высвобождаемые специальные резервы перераспределяются в динамические резервы), что привело бы к давлению на регулятивные показатели капитала.
Во-вторых, какое-либо увеличение в будущем специальных резервов под обесценение у Казкома могло бы частично напрямую относиться на счет динамических резервов, а не проходить через отчет о прибылях и убытках, что привело бы к более высоким результатам согласно отчетности и, как следствие, более крупным начислениям налогов.
Казкоммерцбанк, вероятно, будет необходимо продолжать отражать в отчетности существенные резервы в будущие периоды, поскольку у банка продолжает начисляться процентный доход, который он не получает в денежной форме, и банк частично создает по этому доходу резервы.
Fitch не ожидает изменения рейтингов ККБ в краткосрочной перспективе, о чем свидетельствует «Стабильный» прогноз. В то же время в случае какого-либо ухудшения качества активов в будущем или ослабления перспектив возвратности активов по проблемным кредитам банка, это привело бы к негативному давлению на рейтинги.