Электрическая экспансия: лидирует Китай
Аналитическая компания JATO Dynamics опубликовала исследование динамики изменения цен на электромобили за последние 10 лет.
Если в 2011 году батарейные машины были экзотикой и по всему миру их было продано лишь 50 тыс. штук, то в первой половине 2021-го покупателей нашли 1,66 млн электромобилей. Прогноз продаж на этот год - более 4 млн электромобилей, то есть почти вдвое больше, чем в 2020-м! А крупнейшим рынком для электромобилей уже несколько лет остается Китай, причем с огромным отрывом: в первом полугодии здесь продано 1 005 000 новых электрокаров.
Динамика изменения средней цены электромобилей в Китае, Европе и США в 2011-2021 гг.
Залог популярности электромобилей в КНР в принятой в 2010 году интенсивной государственной программе развития электрического транспорта. Введены субсидии на покупку электромобилей и подзаряжаемых гибридов для частных покупателей. Изначально она действовала в пяти крупнейших городах и достигала 60 тыс. юаней (7900 евро). Субсидии есть и сейчас, хотя и стали меньше - максимум 3000 евро, а в следующем году их уменьшат еще на 10%.
Да, подобные субсидии есть в других странах, но они работают с более серьезными ограничениями. Например, в США действовала скидка до 7500 долларов (но не более чем на 200 тысяч машин одного производителя), в Германии можно было сэкономить до 9000 евро (но цена самой машины не должна превышать 40 000 евро), в Великобритании - до 5000 фунтов стерлингов. В Китае же дополнительно подключилось мощное госрегулирование: для автопроизводителей ввели обязательную норму продаж батарейных машин, из-за чего некоторые компании даже начали продавать в своих автосалонах «чужие» электромобили под своим брендом, чтобы формально вписаться в требования. Ведь производителям электромобилей полагаются весомые льготы.
Результат такой политики закономерен. Сейчас в КНР выпускают широчайший ассортимент батарейных машин, причем как местные компании, так и иностранные, которые разрабатывают новые модели исключительно для китайского рынка. А самый дешевый электромобиль здесь можно купить всего за 3700 евро! Для сравнения: в Европе на покупку электромобиля сейчас нужно минимум 15 740 евро, а в США - 24 800 евро (по нынешнему курсу).
Если рассматривать статистику за 10 лет, то в КНР средняя приведенная цена электромобиля снизилась почти вдвое: с 41 800 евро в 2011 году до 22 100 евро в 2021-м. Дело в том, что 40% спроса приходится на компактные машины, которые стоят в среднем 6700 евро. А в Европе и США электрокары стали дороже. На европейском рынке (в расчетах JATO использованы цены в Германии, Франции, Англии, Норвегии и Нидерландах) средняя цена за 10 лет выросла с 34 000 до 43 000 евро, а в Штатах - с 26 000 до 36 000 евро. В этих странах основу продаж электромобилей по-прежнему составляют дорогие премиум-модели и кроссоверы.
Более того, в Китае средняя цена электромобиля уже ниже, чем средняя цена авто с двигателем внутреннего сгорания! По данным за первую половину этого года – 22 072 евро за электрокар против 23 703 евро за машину с ДВС. В Европе и США это соотношение пока далеко не в пользу батарейных моделей. Одно из немногих исключений - Норвегия, чья налоговая политика сделала бензиновые и дизельные машины откровенно переоцененными, обрушив их продажи. Средняя цена электромобиля здесь – 44 500 евро (в 2010-м было 30 500 евро), а авто с ДВС - 53 000 евро.
Динамика изменения средней цены электромобилей в Китае, Европе и США в 2011-2021 гг - компактные модели
Динамика изменения средней цены электромобилей в Китае, Европе и США в 2011-2021 гг - кроссоверы
Динамика изменения средней цены электромобилей в Китае, Европе и США в 2011-2021 гг - крупные модели
Lucid Air: мощность или дальность хода
Начало продаж серийного электромобиля Lucid Air в Северной Америке снова отложено – с заявленного ранее второго квартала этого года на осень. Первой в продаже должна появиться самая продвинутая и дорогая модификация Dream Edition. Но теперь компания Lucid заявила, что у такого седана будет еще два исполнения: покупателям дадут выбор между повышенными мощностью и дальностью хода.
Версия Dream Edition Performance будет иметь два электромотора общей мощностью 1111 л.с. вместо обещанных изначально 1080 л.с. и крутящий момент более 1000 Нм. Такой Air оснащается 21-дюймовыми дисками и разгоняется до 97 км/ч всего за 2,5 секунды.
Вариант Dream Edition Range не такой мощный – 933 л.с., имеет стандартные диски диаметром 19 дюймов и разгон до 97 км/ч за 2,7 секунды. Зато у него больше дальность хода: она еще не раскрыта, но ожидается на уровне 832 км на одной зарядке.
При этом тяговая батарея у обоих исполнений одинаковая, емкостью 113 кВт/ч. Максимальная скорость и цена тоже не отличаются - 270 км/ч и 169 тыс. долларов соответственно. Это, кстати, на 39 тыс. долларов дороже новой топ-версии Tesla Model S Plaid с тремя электромоторами (1034 л.с.), ускорением до 97 км/ч за 1,99-2,1 секунды и дальностью хода 560 км.
«Альфа Волк» - электропикап
Калифорнийский стартап Alpha Motor Corporation, основанный в прошлом году и анонсировавший ранее сразу три модели электромобилей на единой платформе, представил первый полноразмерный макет одной из них – пикапа Alpha Wolf в базовом исполнении.
Это среднеразмерный пикап с однорядной кабиной, стилизованный под машины семидесятых, но с современной светодиодной оптикой и выдвижными ручками дверей. Интерьер выполнен в духе минимализма: там два дисплея и почти нет кнопок. Под «капотом» - вместительный багажный отсек. Длина электрокара - 4828 мм, ширина - 1930 мм, высота - 1700 мм. Грузовая платформа насчитывает в длину 1810 мм.
Платформа имеет привычную для современных электромобилей архитектуру: тяговая батарея между осями, компактные электрические компоненты, задний или полный привод и независимая пружинная подвеска.
Мощность двигателей пока не сообщается, зато емкость аккумулятора известна - 75 кВт/ч (этого должно хватить на 400-440 км пробега). Время разгона до 97 км/ч - 6,2 секунды. Также пикап может буксировать прицепы массой до 1360 кг.
Alpha Motor Corporation уже принимает онлайн-заказы на Wolf. Заявленный диапазон цен – 36-46 тысяч долларов. Но начало производства намечено лишь на четвертый квартал 2023 года, причем пока неясно, где и в каком количестве компания собирается выпускать свои машины.