Долгое время ковры воспринимались нами как часть стандартного советского дизайна. От Владивостока до Бреста и от Салехарда до Кушки они украшали собой полы и стены большинства квартир. После развала державы ковры в подавляющем количестве регионов резко вышли из моды и были объявлены образцом безвкусицы.
«Коврам досталось незаслуженно, - считает коллекционер из Киева Олег Петренко. - Просто с дизайнерской точки зрения ковер вещь сложная. И далеко не со всеми элементами интерьера будет хорошо сочетаться. Во многих советских жилищах они выглядели вовсе нелепо. Маленькие квартирки и так были перегружены мебелью и прочими вещами, а тут еще и ковры на полу и на стенах. Для того чтобы ковер оказался на своем месте, ему, в первую очередь, нужно освободить пространство, и, конечно, на полу он будет выглядеть более естественно, чем на стене. Многое зависит и от качества изделия. Я предпочитаю туркменские, иранские и азербайджанские ковры, - продолжает Олег, - в этих странах удивительные школы ковроткачества, которые внесли огромный вклад в мировую культуру».
О том, что ковры, например, из Азербайджана массово появлялись в Европе еще много веков назад, красноречиво свидетельствуют старинные картины европейских художников того времени. Сегодня благодаря старым полотнам можно многое узнать о внешнем виде ковров, например, XVI-XVII веков. В Туркменистане ковер стал национальным брендом и одним из символов страны. Очень интересны ковры с Северного Кавказа, например, из Дагестана, но встречаются они нечасто. Ковры высокого качества можно сравнить с цифровыми фотографиями, так же как пиксели на последних, большое количество узлов на единицу площади говорит о высоком качестве изделий. На старинных, а иногда и на современных коврах опытный исследователь может найти скрытые подписи, упоминающие названия городов и деревень, где они были сотканы, а иногда и имена их создателей.
Цены на некоторые персидские ковры, выставленные в свое время на аукционах «Кристи» и «Сотбис», превышали миллион долларов, но и это еще не предел. Например, небольшой ковер для молитв, созданный в XVI веке в Исфахане, был продан на аукционе «Сотбис» за 4 335 415 долларов США. Но, пожалуй, самым дорогим является ковер Кларка, проданный на «Сотбис» за рекордные 33 765 000 долларов США. Этот ковер родом из города Кирман, находящегося на территории современного Ирана.
На казахстанском антикварном рынке старинные ковры издавна занимают определенную нишу. «Через наши руки проходило немало ковров, однако очень серьезный попался всего один, - рассказывает антиквар Мина Бакарасова. Это был столетний персидский шелковый ковер в идеальном состоянии. Он был небольшого размера, однако могу предположить, что мастер работал над ним очень долго, наверно не менее года, подобные экземпляры у нас большая редкость, их сложно встретить даже в музеях. Персидские ковры вообще попадаются крайне редко, и то шерстяные и не очень старые, преимущественно 50-х годов прошлого века.
На цену ковра влияет не только возраст (чем старше, тем дороже), но и то, в какой стране он создан. Если говорить исключительно о коврах ручной работы, то большой интерес представляют туркменские, афганские и созданные на Кавказе. Неопытного коллекционера могут ввести в заблуждение ковры, сделанные на заводах в Бельгии. Они, на первый взгляд, напоминают персидские, но созданы не вручную. Довольно часто приносят ковры казахстанского производства, однако в большинстве своем их состояние оставляет желать лучшего, такие мы даже не рассматриваем. К тому же цены на них не очень велики, в пределах 100-200 долларов, за редким исключением, даже если это ручная работа. А вообще, продажа ковров дело трудоемкое, зачастую неблагодарное, - продолжает антиквар. - Когда приходит потенциальный покупатель, приходится не один десяток экспонатов снимать, расстилать. А потом, после ухода посетителя убирать назад, складировать. Причем покупают после таких просмотров довольно редко, хотя в последнее время интерес стал просыпаться, особенно со стороны дизайнеров».