Лично для меня коллекционирование вышедших из обращения бумажных денежных знаков всегда было чем-то малопонятным. В отличие от монет (особенно из драгоценных металлов) купюры вроде бы никакой реальной ценностью не обладают. Но, тем не менее, некоторые особо увлеченные граждане готовы выкладывать за отдельные образцы совершенно астрономические суммы.
В бонистике, так же как и во многих видах коллекционирования, обычно придерживаются определенных тем, например, приобретают купюры, выпущенные в интересующий собирателей период времени, браки, красивые номера (о них мы поговорим отдельно), многих привлекают изображения животных на банкнотах или портреты исторических личностей. Особый интерес представляют деньги, выпущенные в «смутные» времена, например, Россия начала XX века, когда после революции банкноты печатались кем угодно: от самопровозглашенных республик до белогвардейских атаманов.
«На мой взгляд, в Казахстане бонистика по популярности уступает нумизматике. Особенно если говорить про рынок казахстанских монет из драгоценных металлов, – рассказывает коллекционер Владимир Третьяков. - И это связано с тем, что многие воспринимают свое хобби как инвестирование. И, естественно, стараются вложить деньги в металл, который будет цениться даже помимо коллекционной составляющей. Но нельзя сказать, что направление не востребовано. Есть люди, которые интересуются банкнотами. И есть достаточно дорогие предложения на рынке, которые заканчиваются успешными сделками».
Одной из самых дорогих купюр в мире считается 1000 долларов США 1890 года выпуска. В январе 2014 года эта антикварная купюра принесла своему обладателю $3,2 млн на аукционе в Орландо. Таких банкнот в мире всего две. И одна из них хранится в Федеральном резервном банке Сан-Франциско. Эти 1000 американских долларов получили прозвище Grand Watermelon (Большой арбуз) из-за узора зеленых линий в цифрах номинала, напоминающих арбуз.
Бонистика – это не только коллекционирование ценных купюр, но и их изучение. На стоимость бон влияет несколько факторов: редкость, сохранность, год и серия выпуска, подписи должностных лиц. Существует особая категория – «образцы»-дензнаки, не предназначенные для оборота, правда, они попадают в руки коллекционеров крайне редко. Большой интерес представляют так называемые банкноты «замещения». Ими заменяют изъятые из оборота, бракованные экземпляры.
Что же касается необычных, востребованных номеров на банкнотах, то высоко ценятся красивые комбинации, например, когда номер на купюре состоит только из одной повторяющейся цифры. Популярны также «зеркальные» номера или «радары», когда три первые, а также последние цифры напоминают отражения. Например: 2417142. Есть еще «антирадары», принцип тот же, что у «радаров», но цифры не отражаются симметрично, а идут друг за другом в повторяющейся последовательности. Например: 1854185. Есть еще «лестница», когда цифры в серийном номере расположены в порядке возрастания.
«В Казахстане наиболее популярны, прежде всего, отечественные банкноты, – продолжает Владимир. – Особенно ранние, уже вышедшие из оборота. Многие охотятся за серией замещения. Для наших банкнот это ЛЛ, а для тех, что были напечатаны зарубежными принтерами – XX. Если находится одна из ранних банкнот с такой серией, да еще и не побывавшая в циркуляции – это настоящее сокровище, и стоить будет очень дорого. Собирают тестовые банкноты, которые наша банкнотная фабрика выпускает в основном для демонстрации своих технических достижений. Несмотря на то, что де-юре это не деньги, де-факто они стоят хороших денег. Красивые номера тоже востребованы. Есть интерес и к иностранным банкнотам, и даже к таким предметам, как облигации, акции и лотерейные билеты. Но в гораздо меньшей степени, чем к местной бонистике.
Трудно выделить какие-то перспективные тематические направления. В основном коллекционеры специализируются на регионе или времени выпуска. Знаю людей, которые заинтересованы в банкнотах царской России или периода гражданской войны. Но при этом очень многие коллекционеры охотятся сейчас за качественным материалом. И одним из резонов такого интереса я считаю отношение к коллекционированию как к инвестиции».