Один из наиболее элитарных предметов коллекционирования – нэцке - давно уже завоевал сердца собирателей по всему свету. Родиной этих удивительных резных фигурок является Япония, так по крайней мере считают сами японцы и большинство мировых историков, правда у китайских товарищей на это есть свое мнение: они уверены, что прообразом нэцке были китайские чжуй-цзы – высокохудожественный противовес носили на поясе. По сути своей нэцке – это брелок с двумя отверстиями для продевания шнура, называемыми химатоши. Поскольку в традиционной японской одежде не было карманов, эти симпатичные безделушки крепились чаще всего на поясе. Долгое время нэцке в основном интересовали лишь самих японцев. И только с конца девятнадцатого века их стали в небольшом количестве изготавливать на экспорт.
Но настоящий бум за
пределами страны восходящего солнца начался после 1945 года, когда американские
военные стали вывозить эти вещицы в виде трофеев в массовом порядке. В итоге
почти половина коллекционных фигурок оказалась за рубежами своей исторической
родины и осела в основном в частных собраниях, а иногда и в музеях. Хотя бытует
мнение, что настоящий коллекционер относится к своим фигуркам практически как к
живым существам и никогда не передаст их музею, только наследникам, а если
таковых не имеется, то продаст особо понравившимся людям. Нэцке должны
регулярно чувствовать тепло человеческих рук, а не пылиться в музейных
витринах, или, что еще хуже, в запасниках. Коллекционирование нэцке – это
страсть и особая философия, а не банальный обмен денежных знаков на предметы
искусства. Многие даже с полной серьезностью утверждают, что «это не мы
коллекционируем нэцке, а нэцке коллекционируют нас», и с большим интересом
наблюдают за чередой сменяющих друг друга временных хозяев.
С израильтянином Марком я познакомился на легендарном антикварном рынке Портобелло-роуд в Лондоне, куда одно время регулярно наведывался, в основном поглазеть на необыкновенные вещи. «Главная сложность собирания нэцке – в их атрибуции, – рассказывает антиквар, – этому нужно посвятить не годы, а целую жизнь, но и тогда ты не застрахован от ошибки, ведь на очень многих фигурках нет подписи. Их стали делать лишь в конце восемнадцатого века, когда нэцке стали уже чем-то большим, чем просто предметы декоративно-прикладного искусства. Да и с начала девятнадцатого столетия многие резчики не ставили свои подписи на работы, иногда отдавая дань традициям, а зачастую в тех случаях, когда эта фигурка делалась по заказу какого-то знатного вельможи: субординация своего рода. Хотя большинство коллекционеров и дилеров ценят, в первую очередь, именно подпись и считают имя мастера основным фактором, влияющим на цену фигурки. Это во многом упрощает процесс оценки, ведь для большинства авторов есть свой диапазон продажных цен. Но я на подпись смотрю далеко не в первую очередь, – продолжает Марк, – для меня гораздо важнее мастерство исполнения и необычность сюжета. И вообще, я, чаще всего, с первого взгляда понимаю, моя это или не моя вещь. Беда в том, что с ними очень сложно расставаться – большинство оседает у меня, и только немногие идут на продажу».
За собирателями нэцке давно уже закрепилась репутация интеллектуалов, снобов и чудаков, и это явно неспроста. В Америке обитает очень интересный коллекционер, который имеет у себя только двенадцать фигурок. Когда он находит тринадцатую лучшего качества, то он одну обязательно продает. В итоге его собрание улучшается в качестве, не увеличиваясь при этом в размерах. Коллеги считают такой подход занимательным, но слегка параноидальным, к тому же пристрастия со временем меняются, и избавившись от одной фигурки сегодня, завтра можно об этом пожалеть.
В настоящее время осталось совсем немного профессиональных резчиков, способных изготавливать фигурки, сопоставимые по качеству с работами старых мастеров, однако они все же есть. Некоторые даже из стран бывшего Советского Союза. Например, имена Сергея Осипова из России и Натальи Поповой из Молдовы известны даже в Японии. Эти мастера участвуют в международных выставках, а цены на их произведения сопоставимы с японской классикой девятнадцатого века.
Коллекционирование нэцке – занятие не из дешевых. Большинство фигурок укладывается в ценовой диапазон от пятисот до нескольких десятков тысяч долларов. После середины двадцатого века, так называемой эпохи «мыльного пузыря», когда цены на эти произведения искусства были специально завышены западными арт-дилерами, стоимость серьезных нэцке сильно проседала, но в последние годы фигурки снова заметно растут в цене, являясь прекрасным предметом для инвестирования.