Этого пожилого джентльмена я запомню надолго.
Франтоватый, убеленный сединами англичанин прогуливался неподалеку от
Британского музея. Одетый несколько старомодно, он как будто прибыл в столицу
Великобритании начала XXI
века на машине времени. Его удивительно стильный и вместе с тем органичный
образ довершала элегантная трость. Обладатели этого, казалось бы, давно
вышедшего из моды аксессуара уже встречались мне, но раньше это были в основном
представители стран Балканского полуострова. И трости у них были иные.
Массивные, с замысловатой резьбой, основательные, под стать своим обладателям,
проживающим где-нибудь в Габрово или Велико Тырново. Модный незнакомец
удалился, а я отправился в поход по окрестным антикварным лавкам, где мое
внимание автоматически привлекли имеющиеся там в большом разнообразии трости.
Надо сказать, что цены на эти нестареющие символы прекрасной эпохи в разных
странах Европы несколько отличаются. Самые дорогие (что весьма ожидаемо)
встречаются в Лондоне.
За роскошные экземпляры конца ХIХ века антиквар просил от 200 фунтов и
выше. Их рукоятку украшали слоновая кость, позолота, дорогие сорта дерева.
Несколько вещиц даже были со съемными набалдашниками и целым набором
привинчивающихся рукояток, хранящихся в красивой деревянной коробке, которая
сама по себе была произведением искусства. В менее фешенебельных районах, а
также в английских провинциях цены начинались от сорока фунтов, правда и товар
предлагался поскромнее. В «континентальной Европе» интересные трости попадались
мне несколько реже, однако в Чехии удалось полюбоваться на изумительные
образцы, созданные руками немецких мастеров первой половины прошлого века.
На вещи с «историей» спрос постоянно увеличивается, они обладают особой энергетикой, ценители старины давно заметили, что артефакты прошлого настолько умно продуманы, что несравнимы с большинством современных аналогов, и это в полной мере касается антикварных тростей. Многие из них изготовлялись вручную и впитывали в себя частичку души и энергии создававшего их мастера. Популярность этому аксессуару прибавляет также возможность использования трости не только по своему прямому предназначению, но и как оружия (зачастую в них были скрыты стилеты или укороченные шпаги). В зависимости от эпохи и назначения менялся внешний вид трости, зачастую они были с секретами – встроенными в них часами или музыкальным инструментом, например, дудочкой или губной гармошкой. По внешнему виду трости можно определить характер, предпочтения и даже политические пристрастия ее обладателя. В постнаполеоновской Франции оказавшиеся в опале почитатели низвергнутого Бонапарта узнавали друг друга по замаскированному на рукоятке трости портрету своего кумира.
Поклонниками трости были Толстой, Есенин, Шаляпин, а Маяковский имел целую коллекцию, насчитывавшую более 10 экземпляров. И, наконец, совершенно невозможно представить без трости А.С. Пушкина, который, чтобы добиться твердости руки, время от времени носил с собой увесистую металлическую трость.
В последние годы трость из предмета сугубо утилитарного все чаще превращается в предмет коллекционирования, своеобразный эстетический артефакт. Хотя волей случая я несколько недель проходил со старинной тростью немецкого горного инженера по весенним улицам Алматы. Реставратор потом долго колдовал над приведением ее в прежний аристократический вид. Не для наших дорог оказалась.