USD
488.11₸
EUR
530.09₸
RUB
5.01₸
BRENT
75.08$
+0.240
BTC
67684.90$
-1151.800

Чем будет привлекать туристов Туркестан?

На какие направления делается особый акцент

Share
Share
Share
Tweet
Share
Чем будет привлекать туристов Туркестан?- Kapital.kz

О том, как развивается туризм в Туркестане и Туркестанской области, «Капитал.kz» рассказал и.о. директора туристского информационного центра «Туркестан трэвел» Олжас Шинтаев.

Факторы роста

— Каковы ключевые статданные туротрасли региона?

— В прошлом году область посетили 270 тыс. туристов, рост по сравнению с 2015 годом составил 86,6% (144 560 человек). В том числе 248 тыс. человек — внутренний туризм, показатели по сравнению с 2015 годом выросли на 86,3% (132 910 человек). Въездной туризм — 22,3 тыс. человек, рост — 91,7 % (11 650 человек). В 2017 году Туркестан посетили почти 1,2 млн человек (рост на 57,2%), а за первое полугодие 2018 года — более 700 тыс. человек, что выше показателей аналогичного периода прошлого года на 60%.

— За счет чего произошел столь очевидный рост?

— Во-первых, с 2015 года функционирует туристский информационный центр «Ontustik Tourism Center» (преемником которого и стал «Туркестан трэвел» — прим. авт.). В его задачу входит продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Во-вторых, идет мощное взаимодействие с национальной компанией «Казах Туризм», которая тоже нас продвигает. В 2017 году серьезное влияние оказала выставка ЭКСПО. Был прирост туристов на 80% по сравнению с 2016 годом — порядка 45 тыс. человек, в том числе иностранцев, посетили область в период проведения выставки.

Туристы и посетители

— Статистика разграничивает туристов и посетителей. Последних гораздо больше, что демонстрируют приведенные вами цифры. Насколько статданные вообще соответствуют реальности?

— Конечно, статистика ведется не должным образом, есть проблема расхождения и неполного учета данных.К примеру, бизнесмены жалуются, что клиенты различных горных зон отдыха в нее не попадают. Что касается посетителей и туристов. В прошлом году Казахстан посетили свыше 7 млн туристов, при этом половина из них — граждане Узбекистана, которые не оставляют здесь свою экономическую долю. Это и есть посетители, которые не считаются туристами. К туристам относят тех, кто остался переночевать в вашем населенном пункте. То есть, если даже человек провел в каком-то месте весь день, а ночью уехал, он уже не входит в статистику туристов. По приблизительным данным, из приезжающих в Туркестан остаются в нем ночевать примерно 15 -20%, остальные уезжают.

— Как ведется учет посетителей?

— Это определяется просто. Вход в мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, ради которого и едут в Туркестан, платный. Так что подсчет ведется по количеству проданных билетов. Есть планы по введению электронного билетирования через терминалы, которое позволит максимально четко и достоверно фиксировать количество посетителей без участия человека. Также будет установлена специальная «умная» камера, которая будет отслеживать, сколько человек пришло и вышло. Кроме того, на стадии согласования проект внедрения электронного пожертвования в рамках программы «Цифровой Казахстан». Опять-таки, это будет делаться через терминалы, что позволит повысить доверие пользователей: все данные, в том числе фискальные, будут сразу же высвечиваться на экране. Оставлять в стране местную валюту на пожертвования при отъезде стало международным трендом среди туристов, так что это очень актуально.

f6f8b122dafdfbd1341027192b9.jpg

Что интересует зарубежного туриста?

— Каковы предпочтения среднестатистического туриста, приезжающего в область?

— Европейцы в основном приезжают в заповедник Аксу-Жабаглы, то есть их больше интересует экологический туризм. Интересует их также альпинизм, так как у нас он один из лучших по сезонности, четыре месяца нелавиноопасно. Большинство туристов из Турции, Малайзии, Индонезии приезжают с паломническими целями, посещают в первую очередь Туркестан, а также мавзолей Арыстан-Баб, Сайрам, Сауран, мавзолей и колодец Укаш-ата. Сейчас дополнительно включено в маршрут древнее село Карнак, расположенное в 25 км от Туркестана, которое известно тем, что именно здесь был отлит знаменитый Тай-казан для мавзолея Ясави, а также растет древний тутовник, которому более тысячи лет.

Туристов из СНГ в наших местах в основном влекут горы, рыбалка, охота. Россияне часто приезжают перед посещением космических стартов на Байконуре в Туркестан и Шымкент, азербайджанцы, как правило, обязательно едут в Туркестан.

В целом зарубежных туристов привлекает в нашей области богатое историко-археологическое и культурное наследие. Многие хотят познакомиться с древними городами Великого Шелкового пути, соответствующие туры организовывают зарубежные, в том числе китайские компании. Трендом последнего времени становится приезд в Туркестан большого количества молодежи из европейских стран. Я сам недавно общался с голландскими студентами, приехавшими посмотреть у нас объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. А также — студентами-археологами из Англии, проходившими у нас практику. Они с удовольствием работали на древних городищах, были полны восторженных эмоций. Думаю, по возвращении ребята поделятся ими в Англии. А для нас очень важно, когда туристы распространяют свой положительный опыт и эмоции. Вся индустрия туризма напрямую связана с впечатлениями.

Что можем предложить

— На какие направления туризма сейчас делается самый большой акцент?

— У нас три якорных направления: лечебно-оздоровительный, экологический и культурно-исторический туризм. В развитие экологического туризма мы хотим внести более диверсифицированный подход. Предлагаем местной федерации альпинизма и инвесторам организовывать рафтинги, туры выходного дня, экстремальные развлечения. Так, недавно в ущелье Акмечеть Толебийского района был запущен пилотный проект — экстремальный спуск по стальному натянутому канату, так называемый зиплайн. В целом все направления и ключевые туристические инвестпроекты представлены в региональной карте турификации.

— Есть ли какие-то совместные турпродукты с другими странами?

— В 2014 году на саммите Тюркского совета в Бодруме президент Казахстана высказал идею разработки единого для тюркских государств турпродукта под брендом «Современный Шелковый путь». В итоге проделанной большой работы он вышел на коммерциализацию и был запущен в этом году. У нас уже побывало несколько групп. В связи с переменами в соседнем Узбекистане появилось много совместных продуктов. Либерализация визового режима дала положительный эффект. Наши коллеги дополнительно зарабатывают, возят к нам своих туристов на автобусе. Этому способствовал запуск в начале нынешнего года автобусного сообщения между Шымкентом и Ташкентом. Скоро откроется новый рейс «Туркестан — Ташкент — Туркестан», и, думаем, это также еще больше увеличит двустороннее сотрудничество туроператоров наших стран.

— Не начнется ли конкуренция в турбизнесе между Туркестаном и Шымкентом в связи с их разделением?

— Я всегда считал Шымкент якорным проектом для всей области (бывшей ЮКО — авт.), центром притяжения туристов. Здесь аэропорт, лучшие гостиницы, рестораны, объекты культуры и искусства, развитая городская инфраструктура. Те, кто едут в Туркестан, однозначно приедут в Шымкент. Так что, уверен, между Шымкентом и Туркестанской областью нет конкуренции. Наоборот, мы продвигаем друг друга, в том числе по внутреннему туризму. К слову, это направление у нас тоже стабильно растет. Увеличивается мобильность, улучшается логистика, растет число и направление рейсов, строятся дороги и т. д. — все эти факторы ведут к тому, чтобы люди стали больше ездить внутри страны.

Инфраструктуры и зрелищ!

— Иностранные эксперты заявляют, что у нас слабо развит событийный туризм.

— Да, это так. Но подвижки уже есть. Например, в этом году почти каждый месяц в разных районах области проводятся крупные областные фестивали. Уже прошли фестивали кумыса, тюльпанов, дынь, впереди еще другие. Для районов это первый опыт. К концу года будет объявлен календарь этих фестивалей, тогда посетителям будет заранее известно, какое событие, где и когда будет в нашей области. А такие события очень интересны для иностранцев.

Немало возможностей для привлечения целевой аудитории предоставляют Всемирные игры кочевников, следующие пройдут в 2020 году в Турции, затем в Азербайджане. Перспективы для развития событийного туризма в Туркестане также сулит организация гастрономических фестивалей. Интерес к древней культуре подразумевает интерес к древней культуре еды региона. Кроме того, мы надеемся, что в перспективе проведем в Туркестане конкурс песни тюркского мира «TURKVISION».

— Привычным штампом стало говорить о слабой инфраструктуре, как препятствующем приезду иностранных туристов факторе. Как сейчас обстоят с ней дела в Туркестане и в целом в регионе?

— Да, этого отрицать нельзя. В то же время нельзя не отметить, что в этой сфере предстоят значительные перемены, и они уже есть. Через территорию Туркестана проходит современная магистраль «Западная Европа — Западный Китай». Отремонтирована дорога до Кентау. Наращивается мягкая инфраструктура — указатели, таблички, цифровые паспорта, то есть инструменты дополнительного географического ориентирования. Обеспеченность ими — порядка 90%. У объектов, входящих в топ-35 дестинаций, — наиболее популярных среди туристов мест, установлены специальные таблички с QR-кодами. Просканировав их с помощью специального мобильного приложения Ontustik Guide, можно тут же получить всю информацию об объекте. Кстати, с мая, когда было запущено это приложение, его скачалиболее 200 раз. При этом у нас еще не было маркетингового продвижения: Ontustik Guide пока только тестируется. Сейчас на русском языке, потом перейдем на пятиязычное сопровождение. Кроме того, у нас есть так называемые виртуальные экскурсии.

Проблемой остается нехватка гостиниц. В Туркестане их недостаточно, тем более сейчас, в связи с переездом в него областного центра. Мы считаем, что в областном центре должно быть не менее трех пятизвездочных отелей, не менее 15 — четырехзвездочных и не менее 40−50 хостелов и трехзвездочных гостиниц. Сейчас там по факту 15 гостиниц, в том числе две четырехзвездочные. В связи с новым статусом Туркестана уже есть ряд инвесторов, которые изъявили желание построить здесь гостиницы. Было заявлено, что в Туркестане построят отель «Риксос», также зайдут еще крупный российский и турецкий бренды. Вообще, стоит отметить, что это направление бизнеса становится популярным: зарубежные и местные инвесторы в последние годы активно вкладываются в строительство отелей, создание зон отдыха. Только в Шымкенте за последний год появилось несколько новых гостиниц. Это свидетельствует о том, что бизнес видит перспективу во вложении капитала в туризм, который является перспективным направлением развития экономики региона.

4acbef299cf800dfb41f6161f4a.jpg

Кадры решают все

— Как решается не менее важный кадровый вопрос?

— Мы считаем, что кадры — это самое главное. Даже инфраструктура отходит на второй план, когда речь идет о сервисе. Сейчас много говорят о грузинском туристическом буме. Но, если проанализировать, в Грузии тоже недостаточно развита инфраструктура. А бум идет за счет того, что у них налажены сервис, культура гостеприимства, организован путь туриста, обеспечена его безопасность, есть постоянное сопровождение гидов. Мы тоже определили перед собой одним из ключевых приоритетов сервис. Тесно сотрудничаем с ЮНЕСКО в подготовке наших музейных работников, гидов, экскурсоводов для работы на объектах всемирного наследия. Привлекаем в Туркестан местный шымкентский менеджмент и алматинских коллег. Проводим обучающие тренинги, семинары, мастер-классы для представителей туристского бизнеса. Летом в Шымкенте открылась школа обучения работников сферы туризма «ТOUR LAB», где желающих в течение нескольких месяцев бесплатно обучают по разным специальностям в сфере туристического сервиса — официант, бармен, горничная, администратор, гид, ресепшионист и т. д. Это хороший полигон для подготовки сервисных кадров. Вся проводимая работа нацелена на то, чтобы наладить путь туриста от «а» до «я», чтобы он получал все услуги качественно, в полном объеме и чувствовал себя в безопасности.

— В один из приездов в Шымкент премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев призвал делать все возможное, чтобы туристы задерживались у нас больше чем на сутки. Что делается для этого в регионе?

— Чтобы их останавливать в Туркестане, необходимо больше турмаршрутов, событий, нужны условия, те же гостиницы, транспорт, современные авто- и железнодорожный вокзалы, аэропорт и т. д. Все эти объекты будут строиться в Туркестане. И все это сделает Туркестан полноценным туристическим направлением. Он и сейчас таковым является. Но надо насытить его соответствующей современной инфраструктурой, в том числе сервисной, кадрами, цифровыми технологиями.

Туркестан древний и современный

— Есть ли у вас, как эксперта отрасли, личное видение, каким в будущем должен стать Туркестан?

— Это аналог турецких Коньи и Стамбула. Нужно сделать так, чтобы в Туркестан приезжали не просто для паломнических целей, но и чтобы культурно обогатиться, попробовать нашу кухню, узнать побольше о Казахстане и в целом тюркском мире. В то же время это гармоничная смесь древней и современной архитектуры наподобие Баку. Надеюсь, что через 20−25 лет мы увидим Туркестан именно таким — ярким новым мегапроектом нашей страны, каковым я его считаю.

— А что надо для этого сделать в первую очередь?

— Первостепенно решать вопросы логистики, той же инфраструктуры, внедрения цифровизации. Город надо спланировать так, чтобы он был удобен как для туристов, так и местных жителей. Туркестан должен стать «умным» и безопасным городом, тогда в него будет идти стабильный приток инвестиций. Некоторые из этих планов уже отрабатываются и реализуются.

Сейчас в Туркестане работает международная консалтинговая компания McKinsey. Параллельно мы тоже ведем свои исследования, также — Минкультуры и спорта, «Казах Туризм». Думаем, что до конца года мы примем общее консолидированное решение по общей стратегии и представим концепцию дальнейшего развития сферы туризма в Туркестане. А затем начнем постепенно и поступательно решать все намеченные задачи. Так что работа по всем направлениям кипит и не останавливается.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.