USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97218.30$
+138.800

С чего начал строить свою империю Фритц Henkel

Оборот компании постоянно рос

Share
Share
Share
Tweet
Share
С чего начал строить свою империю Фритц Henkel - Kapital.kz

В сентябре 1876 года вместе с партнерами 28-летний Фритц Хенкель основал компанию Henkel & Cie в городе Ааахен. Первым продуктом, который был создан в стенах предприятия, стал стиральный порошок на основе силиката натрия. В то время аналогичные товары продавались только на развес, а порошок Хенкеля фасовался в удобные пакеты.

Спустя 2 года в Германии появился первый стиральный порошок Henkel’s Bleich-Soda или «Отбеливающая сода». Основными отличиями нового товара по сравнению с конкурентами были доступная цена и удобная прочная упаковка. В составе порошка находился силикат натрия и соды, формулу изобрел Фритц Хенкель. Соду для порошка поставляла компания Matthes & Weber, которая в 1917 году будет куплена Хенкелем.

Оборот компании постоянно рос, Хенкель решил перенести производство в Дюссельдорф, расположенный на Рейне, он был воротами в важный промышленный район Германии в Рур, начиная с XIX века.

В 1879 году Фритц выкупил доли остальных своих партнеров и стал единственным собственником Henkel. В это время продажи «Отбеливающей соды» росли такими темпами, что спустя год арендованная фабрика в Дюссельдорфе перестала справляться с объемами заказов. Хенкель построил вторую фабрику, к которой примыкали железнодорожные пути. Ассортимент компании расширился: средства для подсинивания белья, крахмал, жидкое средство для чистки, чистящая паста, говяжий экстракт и помада для волос.

В следующие 10 лет в разных странах мира появился фасованный чай Henkel’s Thee, продажи которого длились до 1913 года. В то время чай хранился в открытых емкостях и продавался только на развес, аромат очень быстро пропадал. Henkel’s Thee стал первым в Германии чаем под торговой маркой и первым фасованным, он продавался в декоративных баночках. В этот период на продажи чая приходилось всего лишь 10% оборота компании Henkel.

Хенкель заключал сделки с покупателями в Нидерландах и Швейцарии. Примерно 4 раза в год представители компании посещали заказчиков. В самом начале маршруты поездом проходили по региону побережья Балтийского моря в Германии, а затем и по восточной и центральной части Германии.

Фритц Хенкель-старший и его знаменитая

Фритц Хенкель-старший и его знаменитая "Отбеливающая сода"

В 1893 году в Henkel пришел 17-летний сын Хенкеля Фритц-младший, принятый в качестве стажера. Он стал верным помощником отца, сумел наладить маркетинговое продвижение товаров на рынке. Помимо этого, в его обязанности также входила и организация технического обслуживания в условиях эксплуатации.

Нового комплекса, в который вошел завод по производству отбеливающей соды и переработке силиката натрия, котельная, мастерские и офисные здания началось в 1899 году. В это же время объем продаж силиката натрия, отбеливателя Henkel’s Bleich-Soda, чая Henkel’s Thee и удобрения Martellin превысили 1 млн марок. А через 2 года компания приступила к строительству порта на реке Рейн неподалеку от Райзхольца. В первый год эксплуатации через «Рейнский причал» прошло 180 тыс. тонн груза. С 1908 года почти вся готовая продукция Henkel переправлялась через этот порт.

Второй сын Фритца-старшего Хьюго Хенкель пришел в компанию в 1905 году и сразу же приступил к работе в качестве химика. Под его ответственностью было направление «Химические продукты и технологии», кроме того он заложил основу научных исследований, стал применять передовые технологии и инновационные материалы. Henkel коренным образом изменила процесс стирки, объединив два компонента - силикат натрия и перборат натрия. При кипячении белья высвобождались многочисленные пузырьки кислорода. В отличие от хлора, который использовался раньше, средство обеспечивало нежное отбеливание без неприятного запаха. Так появился первый стиральный порошок активного действия Persil. Первое рекламное объявление о новинке появилось в дюссельдорфской газете в июне 1907 года. Затем Persil появился в розничной продаже в тонких картонных коробках, которые оборачивались в оберточную бумагу и наполнялись вручную.

Новый порошок довольно быстро завоевал признание потребителей, в итоге ежегодный объем производства увеличивается до 4700 тонн. А чуть позже появилась новая мыловаренная фабрика, на которой стала применяться первая расфасовочная машина. Тогда же начался экспорт Persil в другие страны мира. Henkel заключила лицензионные соглашения во Франции с компанией Societe d’Electro Chimie, в Англии с заводом Joseph Crosfields & Sons Ltd. Позже эти компании купил концерн Unilever.

Фритц Хенкель-старший посередине, его старший сын Фритц слева, младший Хьюго справа  - Kapital.kz

Фритц Хенкель-старший посередине, его старший сын Фритц слева, младший Хьюго справа 

В 1915 году Фритц Хенкель-старший отметил 50-летний юбилей коммерческой деятельности и в честь этого основал Unterstutzungsfonds fur Arbeiter und Angestellte или «Фонд поддержки сотрудников и рабочих». А через три года, в свое 70-летие Henkel создала программу пенсионного обеспечения для людей старшего возраста и людей, оставшихся без попечения.

Годом позже компания приступила к строительству более технологичного завода по переработке силиката натрия в Хольтхаузене. После его запуска выпуск продукции – производился только порошок Persil образца военного времени, кислородосодержащий, без добавления мыла снизился. Все из-за дефицита сырья и правительственного контроля за использованием жиров, однако, в 1920-ом его отменили. Поэтому производство Persil осуществлялось в режиме мирного времени.

В 1923 году руководство Henkel поставило перед собой амбициозную задачу завоевать рынок продуктов для внутренней отделки помещений и покрытий для стен и упаковочного материала. Для этого в Копенгагене зарегистрировали Henkel & Co AS, которая стала первым новым филиалом компании за пределами Германии с начала Первой Мировой войны. Однако осуществлению планов помешала война, затеянная Гитлером. Французские войска оккупировали промышленное сердце Германии - район Рур, в связи с этим начались многочисленные забастовки на предприятиях, снизилась производительность, выросла инфляция во всей стране.

С чего начал строить свою империю Фритц Henkel  2376273 - Kapital.kz

Эти проблемы не остановили Henkel. В 1924 году в Дюссельдорфе компания создала отделение Groverbrauch (GV), в задачи которого входила работа с оптовыми покупателями. Новое подразделение начало заниматься продажей стиральных порошков, бытовых чистящих средств, средств для мытья посуды, дезинфицирующих средств.

Через 3 года руководство концерна решило внедрить новые способы продвижения продукции, создавая рекламу продукции в разных видах: звуковые фильмы, радиопередачи, подчеркивание рекламных знаков на самолетах, и самая интересная инновация – использование неоновой рекламы. Стоит отметить, что первопроходцем была компания Heinz, которая стала использовать неоновую рекламу в темное время суток.

Два новых для рынка продукта – сухая паста Henkel-Kleister-trocken и обойный клей Mala, способный растворяться в холодной воде - сыграли огромную роль в повышении конкурентоспособности бренда. Но это еще не все. С появлением новой продукции в ассортименте начался экспорт клея в другие страны, в основном в соседние европейские государства.

В начале 1930-х в возрасте 55 лет из жизни ушел Фритц Хенкель-младший, а чуть позже в 81 год умер сам основатель компании. Новым главой Henkel стал Хьюго Хенкель.

В 1933 году в компанию пришел старший сын Хьюго - Йост Хенкель. Экономист по образованию, он смог провести компанию через сложное время Второй Мировой войны. Помимо этого он преобразовал компанию из производителя стирального порошка в крупный концерн по производству разной химической продукции.

Правда, не все было гладко. В Германии произошел захват власти национал-социалистами, что негативно повлияло на судьбу компании. В марте произошло вмешательство в выборы совета предприятия, а в мае членов совета вынудили провести реорганизацию.

В Дюссельдорф-Хольтхаузене открылся завод для фракционной перегонки жирных кислот, а также на новом производстве появилась первая микробиологическая лаборатория. С этого времени печи на заводе по переработке силиката натрия автоматически загружались из загрузочных бункеров. К этому моменту времени в распоряжении Henkel находились производственные компании в 12 европейских странах таких: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Дания, Чехословакия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария. Однако после войны все компании национализировали и они перешли под государственный контроль.

В 1939 году после начала Второй Мировой войны правительство Германии издало указ, разрешающий производство только стандартных стиральных порошков. Порошки Persil и Fewa исчезли с рынка. Ассортимент Henkel, в котором было более 200 наименований продукции, требовалось срочно радикально сократить и изменить. В связи с этим началось производство двух производных целлюлозы, которые применялись в косметической и фармацевтических отраслях промышленности.

В апреле 1945 года американские войска оккупировали территорию в Дюссельдорф-Хольтхаузене и конфисковали третью часть завода. А в июне на смену американцам пришло военное командование Британии, которое через 2 недели управления частично разрешило компании возобновить производство клея, силиката натрия, мыла, и стиральных порошков.

Через 4 года в ассортиментной линейке компании появились 2 новых продукта - стиральный порошок для тонкого белья Perwoll и стиральный порошок Lasil. Новые товары стали первыми порошками Henkel на синтетической основе. Одна из дочерних фирм – компания TheraChemie приступила к выпуску жидких средств для обесцвечивания и окрашивания волос. Другая «дочка» - Bohme вывела на рынок порошок и средства для мытья посуды под торговой маркой Pril, а чуть позже создала первый зарубежный филиал в африканском городе Дурбан.

В феврале 1953 года на заводах Henkel наладили выпуск клея Metylan, в Германии он стал первым из известных брендов для обойных клеев. Интересно, что за пределами страны он продавался под другими названиями, используя в зависимости от страны разные торговые марки.

Persil 59, ставший первым синтетическим высокоэффективным стиральным порошком, появился на полках магазинов в январе 1959 года. Эффективность порошка не зависела от жесткости воды, в то время это было в диковинку, его можно было применять для всех видов стирки, доступных в то время.

Вскоре Henkel вывела на рынок новые продукты - Somat для автоматических посудомоечных машин и краска для наружных работ Miropan-Latex. Вслед за новыми продуктами произошли изменения в структуре компании: строительное подразделение и архитектурное бюро объединялись в единое и образовали строительное подразделение концерна.

Продукция Henkel - Kapital.kz

Продукция Henkel

1965 год ознаменоовался появлением порошка Persil 65 с контролем пенообразования в зависимости от температуры, что дало возможность его использовать в стиральных машинах активаторного типа, которые в то время снискали огромный успех на рынке.

Годом позже расширился ассортимент моющих средств, появились специальное средство для всех типов современных белых тканей под торговой маркой Dato, высокоэффективный порошок с мощными отбеливающими добавками Weisser Riese и Rivonit для промышленных посудомоечных машин.

В 1969 впервые в продаже появился первый в мире клеящий карандаш Pritt. Спустя некоторое время под этим брендом будут выпускать и другие продукты, которые только укрепят позиции Henkel в нише канцелярских товаров. В этом же году начался экспорт клея-карандаша Pritt.

Henkel стала торговым товариществом с ограниченной ответственностью Kommanditgesellschaft auf Aktien – KgaA в 1975 году и холдинговой компанией, в которую входило 70 филиалов и несколько дочерних компаний. А спустя 10 лет переростет в акционерное общество.

В 1976 году компания отметила 100-летний юбилей, руководство выделило средства на строительство атлетического стадиона Нидерхайд и Центра реставрации произведений искусства в Дюссельдорфе.

На рынок средств по уходу за полостью рта концерн вышел в 1979 году, выпустив зубную пасту Thera-med в упаковке с дозатором. Другая дочерняя фирма - компания Chemische Fabrik Grunau приступила в это время к разработке специальных продуктов для защиты окружающей среды, способных связать экологически небезопасные химические вещества и нефть. Первым средством из этой линейки стал Neocosal - первый продукт для защиты окружающей среды, имеющий соответствующую маркировку, так как это средство освобождало воду от разлившейся нефти.

В этот же год доктор Конрад Хенкель занял пост председателя наблюдательного совета и председателя совета акционеров. Он стал последним из семьи, кто выполнял сразу две функции.

В январе 1986 года на прилавках магазинов Германии, Нидерландов и Швейцарии появился обновленный Persil без содержания фосфатов, а в Австрии экопорошок поступил в продажу еще раньше – в октябре 1985 года.

Henkel все больше внимания уделяла культурному наследию. Так в 1988 году после потепления в политических отношениях между КНР и странами Запада представительство компании оказало поддержку в реставрации 747-метрового участка Великой китайской стены.

Производителя косметических средств Hans Schwarzkopf GmbH концерн приобрел в 1995 году. После объединения в 1997 году продукты с торговой маркой были переданы компании Schwarzkopf & Henkel Cosmetics GmbH, Dusseldorf, а профессиональные продукты по уходу за волосами – Hans Schwarzkopf GmbH & Co KG.

В 1996 году на заводах бренда наладили выпуск нового поколения клеев Thomsit для половых покрытий без содержания растворителя, отвечающего высоким стандартам качества воздуха в помещении. Интересно, что в это же время состоялся тендер на поставку клеев для космического корабля «Шаттл», в котором из 50 претендентов была выбрана в качестве поставщика именно Henkel.

В 2001 году компании исполнилось 125 лет, девизом года стали слова: «125 лет. Курс на будущее». Свой юбилей концерн праздновал по всему миру, в основном с использованием одного проекта: 125 детских проектов при поддержке сотрудников из разных стран мира получили помощь в размере до 12 500 евро на каждый проект. Кроме того, руководство передало 8 млн евро на реставрацию Бенратского замка.

В 2003 году юбилеи отметили несколько брендов компании. Торговая марка Loctite, как и обойный клей Metylan отметили 50-летнию годовщину с момента появления. А в 2004 году мыло Fa, появившийся в 1954 году и ставшим первым мылом в категории «люкс», отметило свой золотой юбилей в качестве торговой марки.

Тремя годами позже столетний юбилей отпраздновал стиральный порошок Persil. Под девизом Pure into the future или «С чистотой в будущее», к юбилею проверенного временем бренда были выпущены коробки Persil специального дизайна и новые упаковки жидкого моющего средства Persil Gel. В конце июля специальная программа «Корабль будущего Persil» прошла в 18 городах Германии, демонстрируя посетителям удивительный мир Persil.

В 2008 году Henkel купила компания National Starch, ранее принадлежавшая AkzoNobel, за 2,7 млрд фунтов. В 2016 году позиции бренда на рынке стиральных порошков укрепились благодаря покупке американской компании Sun Products.

В 2018 году Henkel столкнулась с серьезными негативными эффектами колебания валютных курсов, а также с ростом прямых цен на сырье. Хотя компании удалось достичь в целом положительных бизнес-результатов это стало возможно благодаря успеху принадлежащих ей брендам и инновационными технологиями, которые занимали ведущие позиции на наиболее привлекательных рынках и категориях. Прибыльный рост был дополнен эффектом от приобретений в промышленном и потребительском бизнесе.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.