USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.13$
+0.310
BTC
97689.90$
+3441.200

Почему Adidas был обречен на успех

Основатель бренда Ади Дасслер до конца жизни конкурировал с родным братом Рудольфом

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему Adidas был обречен на успех- Kapital.kz

Основатели концерна Adidas, ставшего легендой в индустрии спортивной одежды и обуви, создающей гениальные инновации в производстве, родились друг за другом в одной семье. Первым из них двоих был Рудольф Дасслер, который появился на свет 26 марта 1898 года в маленьком баварском городе Херцогенаурах в семье обувного мастера и прачки. У мальчика уже были старшая сестра и брат. Спустя два года 3 ноября родился его брат Адольф, которого в семье ласково называли Ади.

Семья жила небогато. Конкуренция в Херцогенаурахе, слывшем городом башмачников, была большая. Дасслерам приходилось экономить на всем, а дети с малых лет помогали родителям: матери доставлять клиентам чистое белье, а отцу изготовливать обувь.

Когда Рудольфу было 16 лет, началась Первая мировая война, поэтому вместе со старшим братом Фрицем он ушел на фронт. А Адольф остался дома. И хотя страна была в состоянии экономического истощения, отдушиной для Ади стал футбол.

После окончания войны Рудольф отправился в Мюнхен, закончил там полицейские курсы, однако в послевоенной Германии нормальную работу невозможно было найти. Он вернулся в родной город и, посоветовавшись с родителями, решил открыть свое обувное дело. Мастерскую открыли в 1920 году в прачечной миссис Дасслер.

Ади сделал из своего велосипеда машинку для разделки шкур. Мать и сестра делали холщовые выкройки, а Рудольф вместе с младшим братом и отцом по ним вырезали из кожи, выделывали и шили спальные тапочки. Вскоре Дасслеры стали изготавливать ортопедическую обувь для инвалидов, спрос на нее был высокий, поскольку после войны многие мужчины были покалечены.

Адольф (слева) и Рудольф (справа) Дасслеры - Kapital.kz

Адольф (слева) и Рудольф (справа) Дасслеры

Распределение обязанностей очень помогло бизнесу: Рудольф взял на себя продажи, а Адольф разрабатывал и помогал в производстве новых моделей обуви. Дела шли хорошо, мастерская разрослась до небольшой фабрики Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik, где работали в общей сложности 25 человек, а производство составляло 100 пар обуви в день.

Первые футбольные бутсы с шипами Ади разработал в 1925 году. Обувь оказалась настолько удобной, что наравне с тапочками стала основной продукцией Дасслеров.

Но Дасслер-младший пошел дальше и решил сделать обувь для спортсменов Олимпиады в Амстердаме 1928 года. И они выступили в бутсах Dassler. На Играх 1932 года в Лос-Анджелесе немец Артур Йонат стал третьим в забеге на 100 метров, на его ногах была спортивная обувь от Ади, а спустя еще 4 года на Олимпиаде в Берлине американский бегун Джесси Оуэн в обуви Dassler завоевал несколько золотых медалей и установил пять мировых рекордов. Продажи составили 400 тыс. марок.

Череда этих событий сделала Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik производителем эталонной спортивной обуви, братья открыли вторую фабрику в Херцогенаурахе, а ежедневное валовое производство составило 1000 пар.

Первые шипованные бутсы Dassler - Kapital.kz

Первые шипованные бутсы Dassler

Вторая мировая война привела к тому, что здания и производственное оборудование Дасслеров конфисковали, чтобы делать противотанковые гранатометы, а Рудольф и Адольф ушли на фронт. Но через год второго вернули в родные пенаты, чтобы он делал тренировочную обувь для солдат. После поражения нацистской Германии Херцогенаурах оказался в зоне оккупации – американские военные жили в особняке Дасслеров, а на их фабрике производили хоккейные коньки, которые экспортировали в США. В 1947 году солдаты ушли, вернулся из военного плена Рудольф и вместе с младшим братом стал возрождать семейное дело. Почему между ними в то время возникло недопонимание, точно неизвестно, но после смерти отца весной 1948 года они окончательно поссорились и публично никогда не говорили о причине. Бизнес разделили: Рудольф забрал одну фабрику, Адольф другую. Старший назвал свою компанию Ruda, а младший – Addas. В будущем Ruda превратится в Puma, а Addas в Adidas. Так развязалась ожесточенная борьба двух конкурентов.  

Хотя братья договорились не использовать ничего из логотипа Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik, Адольф не сдержал данное Рудольфу слово, добавив к двум полосам Dassler третью и запатентовал лого. История такова. Однажды Ади приехал на фабрику для того, чтобы посмотреть на модели незаконченной обуви. Для них использовали две полоски, которые в готовых моделях должны были стать контрастно-белого цвета. Адольф решил, что 3 полоски привлекут больше внимания к его продукции.

В 1952 году в Хельсинки состоялась очередная Олимпиада, и большинство финских спортсменов были обуты в бутсы Karhu, на которых было 3 полоски по бокам. Чтобы не нарушать авторских прав, Ади решил перекупить их у компании. Он пригласил представителей Karhu на франкфуртскую выставку спорттоваров, где виртуозно уговорил финнов продать права на использование полосок за 1600 франков.

В 1950-х годах Аdidas постоянно рос: появлялись новые модели футбольных бутс, сумки и другая экипировка. В 1954 году сборная Германии по футболу победила в чемпионате мира в обуви бренда. Затем Дасслер-младший договорился с Международным олимпийским комитетом и начал рекламную кампанию на Олимпиаде-1956. В то же время он открыл фабрики в Норвегии и Франции, а через год разработал первые в истории шиповки, сделанные наполовину из нейлона. Ни одно крупное спортивное событие не обходилось без обуви Адольфа. С каждым годом его продукция становилась более инновационной для своего времени.

Ади Дасслер за работой - Kapital.kz

Ади Дасслер за работой

На Олимпийских играх 1960 года три четверти всех спортсменов выступали в спортивной обуви Аdidas. К этому моменту у компании была широкая линейка, в которую входили аксессуары, и она готовилась к запуску производства мячей. В 1962 году на чемпионате мира по футболу в Чили обувь с тремя полосками заметили во всех 32 матчах. К Играм 1964-го в Токио компания представила сверхлегкие шиповки Tokio 64, общий вес пары которых составляет 270 грамм.

Важная веха в истории бренда началась в 1967 году, когда Ади запустил производство спортивной одежды, в будущем в нее влюбятся многие атлеты и поклонники спорта.

Семейные страсти вновь дали о себе знать к мундиалю-1970. Тогда братья договорились, что их компании не станут работать с легендой футбола Пеле, назвав свой джентельменский договор «Пакт Пеле». Нарушил его Рудольф, в дебютной игре сборной Бразилии футболист вышел на поле в бутсах Puma, это стало заметно всем камерам, когда он просил разрешения у судьи перешнуровать обувь.

Титульным спонсором Олимпийских игр Adidas стал в 1972 году в Мюнхене, а сборная ФРГ в кроссовках бренда стала чемпионом Европы по футболу. Ади Дасслер стал первым неамериканским членом «Американской ассоциации спортивных товаров». Он умер в 1978 году, руководство компанией перешло к его вдове Катарине, которая успешно справлялась с этим до смерти в 1984 году. Управлять Adidas после нее стал их с мужем сын Хорст Дасслер, а после его смерти дочери Катарины и Адольфа.

Хорст Дасслер - Kapital.kz

Хорст Дасслер

Но девушки быстро поняли, что им не хватает компетенций и знаний, поэтому в 1989 году продали 80% своих акций за 440 млн немецких марок французскому бизнесмену Бернарду Тапи, владевшему футбольным клубом «Олимпик-Марсель».

Сборная Германии в обуви Adidas на Олимпийских играх - 1960 - Kapital.kz

Сборная Германии в обуви Adidas на Олимпийских играх - 1960

Положение Adidas стало просто катастрофическим к 1990 годам. Мало того, что Nike и Reebok вступили с брендом в жестокую битву за покупателя, так еще убытки самой компании достигли 100 млн долларов. В 1993 году группа французских инвесторов во главе с Робертом Луи-Дрейфусом выкупила контрольный пакет акций Adidas. Несмотря на то, что к тому моменту бренд практически умер, он обладал огромным культурным и историческим наследием. Первое, что сделал новый менеджмент - переманил из Nike и Reebok лучших менеджеров и дизайнеров, затем постепенно вывел производство за пределы Германии в Индонезию, Китай и Таиланд, где рабочая сила была дешевле. Плюс, компания перестала работать с розничными сетями, открыв сеть фирменных магазинов. В 1996 году она стала генеральным спонсором Олимпийских игр, и это стимулировало небывалый рост продаж – на 50%.

Олимпиада в Атланте и Евро проходили для бренда как никогда успешно. Аdidas экипировал спортсменов 33 сборных, выпустила очередной футбольный мяч для Евро, экипировала 5 из 16 команд турнира, а также судейские коллективы. Компания подписала договор с баскетболистом Коби Брайантом и впервые представила кроссовки с технологией подошвы Traxion, которая обеспечивала непревзойденное сцепление с поверхностью.

В 1997 году Adidas приобрел ведущего французского производителя товаров для зимнего спорта Salomon Sports, так появилась Adidas-Salomon AG. Концерн объединяет торговые марки Adidas, Salomon, Mavic, Bonfire, Arc'Teryx, Taylor Made и Maxfli. Этот шаг позволил компании стать вторым по величине мировым производителем спортивных товаров после Nike. Стремясь завоевать популярность среди молодежи, компания заострила внимание на новых видах спорта, например, на стритболе, и современных молодежных течениях. Это сразу вызвало симпатию представителей американских и европейских субкультур, особенно реперов. В США компания стала настолько популярна, что заняла 12% долю рынка спортивной одежды и 10% долю рынка спортивной обуви. К амбассадорам Аdidas присоединились теннисистка Анна Курникова и звездные футболисты Дэвид Бэкхэм и Алессандро Дель Пьеро. На чемпионате мира по футболу в 1998 году бренд стал титульным спонсором турнира.

К концу 1990-х Роберт Луи-Дрейфус смог вернуть компании былое величие. Она переживала победу за победой, участвовала в главных спортивных событиях и готовилась стать титульным спонсором Евро-2000.

Роберт Луи-Дрейфус - Kapital.kz

Роберт Луи-Дрейфус

К началу чемпионата компания выпускает новое поколение бутс Predator, к команде амбассадоров присоединяются Зинедин Зидан и Патрик Клюйверт. Была запущена мощнейшая рекламная кампания к Олимпиаде в Сиднее.

Одним из главных событий 2000 года стало разделение бизнеса компании на дивизионы. Товары для занятия спортом выпускал Аdidas Forever Sport, обувь — Аdidas Original, одежду в спортивном стиле — Аdidas Equipment.

В 2001 году место генерального директора вместо отошедшего от дел Дрейфуса занял Герберт Хайнер. Под его руководством открылись монобрендовые магазины Аdidas Originals в Берлине, Токио, Париже и Амстердаме. Через год едва созданные дивизионы получили новые названия Аdidas Sport Performance, Аdidas Sport Heritage и Аdidas Sport Style.

В 2003 году у бренда появилась совместная с японским дизайнером Йоджи Ямамото линия одежды и обуви и родился суббренд Y-3.

В 2004 году Аdidas создал первую коллекцию с дизайнером Стеллой Маккартни, их сотрудничество продолжалось до 2010 года.

Через год американский концерн Amer Sports выкупил у Adidas компанию Salomon Sports, однако она в течение 3 лет реализовывала свою продукцию через розничную сеть бывшей материнской компании.

2006 год ознаменовался для концерна громкой сделкой - Аdidas купила Reebok. Тогда же компания начала сотрудничать с Porsche Design Group и готовиться к выпуску первой коллекции, вдохновленной легендарными автомобилями.

В 2007 году из трех дивизионов Аdidas Sport Performance, Аdidas Sport Style и Аdidas Sport Heritage остались первые два.

Официальным партнером Кубка африканских наций бренд стал в 2008-м. Спортсмены 9 из 15 национальных сборных были экипированы в форму Adidas. В том же году к ее команде амбассадоров присоединился Лионель Месси.

В 2010-х Аdidas стал сильным как никогда. В 2012 году бренд начал сотрудничать с Pusha-T. Потом компания представила революционную технологию амортизации BOOST. Через год она заключила соглашение с музыкальным продюсером и исполнителем Канье Уэстом, который до этого работал с Nike. В этом же году к Аdidas присоединились два востребованных дизайнера Рик Оуэнс и Раф Симонс. В 2016 году Каспера Рорштеда назначили новым CEO Adidas. Кроме того, бренд заключил контракт с Александром Вангом. А в 2017-м компания представила кроссовки с подошвой Futurecraft 4D, напечатанной на 3D-принтере.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.