Небольшой город на востоке Великобритании. Май 1947 года. В семье священника и учительницы Дайсонов родился мальчик, назвали его Джеймсом. В семье помимо него было еще двое детей. С детства Джеймс был творческой натурой, окончил художественную школу, после нее Королевский колледж искусств, где изучал дизайн интерьеров, а затем инженерную школу. Его первым местом работы стала компания Rotork Controls Ltd. В 21 год Джеймс женился на Дирдри Хайндмарш, впоследствии у них родилось трое детей. Свой первый проект в Rotork Дайсон воплотил, когда ему было 23 года. Им стало быстроходное грузовое судно Sea Truck, которое могло пришвартовываться где угодно, даже к необустроенному причалу.
Спустя немного времени Дайсон придумал тачку для садовых и строительных работ, у нее был пластиковый кузов и шар вместо колеса. В этом-то и заключалось ее преимущество, поскольку обычное колесо застревало в рыхлой земле. Изобретение получило приз Британского совета по дизайну, но с коммерческой точки зрения оказалось провальным. Возможно, дело было в том, что Джеймс не провел исследование рынка, чтобы определить уровень спроса на тележку. В итоге он потерял права на свое изобретение, поскольку взял на его создание кредит в банке под высокие проценты.
Переломный момент в жизни будущего бизнесмена наступил в 1979 году. Однажды во время затеянной женой уборки он услышал ее жалобы на то, что мешок домашнего пылесоса забился, поэтому тот перестал всасывать мусор. Джеймс вытряхнул содержимое мешка, но это не помогло, тогда он разрезал его и увидел, что поры ткани полностью забиты мелкой пылью, поэтому пылесос не работает. Подумав о том, что такая же проблема у всех домохозяек мира, Дайсон решился на неожиданный для себя поступок: создание совершенного пылесоса, который мог бы хорошо всасывать пыль и правильно удерживать ее внутри.
Он и не предполагал, что на разработку такого домашнего помощника потребуется 5 лет, в течение которых придется создать много экспериментальных моделей. Но Джеймс все-таки добился успеха и сделал отменный пылесос G-Force, в котором использовал метод циклонической фильтрации. Однако большинство крупных британских компаний отказывались производить пылесосы, мусор в которых будет виден через прозрачный контейнер. Помощь пришла из Японии, компания Apex заключила контракт с Дайсоном на производство G-Force, которое запустили в 1986 году.
Пылесосы стали очень популярными среди японцев, на вырученные деньги в 1993 году инженер основал собственную компанию Dyson Ltd, а небольшой принадлежащий ей завод и исследовательский центр находились в британском городе Котсволдсе. Каждый год инвестиции в исследования удваивались, привлекалось все больше британских институтов.
В лаборатории Дайсон разработал новый пылесос Dyson DC01. Благодаря технологии Dual Cyclone он улавливал еще больше частиц пыли. От других пылесосов он отличался тем, что вместо традиционного мешка для сбора пыли имел прозрачную канистру, где было видно всю скопившуюся пыль. Продажи Dyson DC01 начались в январе 1993-го, а цена составляла 200 фунтов стерлингов.
В 2001 году компания Dyson выпустила пылесос с модернизированной технологией. Эта модель имела 7 циклонных воронок вместо сдвоенных, которые использовали в ранних моделях. В Северной Америке с 1986 по 2001 год производством пылесосов Dyson по лицензии занималась компания Fantom Technologies, но в 2022 году Дайсон решил работать там напрямую. К тому времени продажи DC01 составляли 47% всех продаж пылесосов на рынке.
В январе 2001-го название компании сократили до Dyson Ltd, а в апреле появился DC07. Это был новый вертикальный пылесос, использующий технологию Root Cyclone с 7 циклонными воронками.
Джеймсу Дайсону потребовалось 10 лет на то, чтобы совершить прорыв на британском рынке пылесосов. Поворотным моментом стала телевизионная реклама, в которой говорилось, что пылесосы Dyson не похожи на то, что делают конкуренты, поскольку в них не нужно менять мешки для пыли. Ход удался: пылесосы Dyson Dual Cyclone завоевали такую популярность, что стали одними из самых продаваемых в мире.
«Умные очки» Dyson Halo инженеры Dyson так же разработали в 2001 году. Они подключались к карманному компьютеру, были оснащены камерой, микрофоном и цветным дисплеем, дополняющим реальную картинку. Halo могли распознавать голосовые и визуальные команды.
Свои пылесосы компания производила в Англии до 2002 года, а потом построила завод для них в Малайзии. Профсоюзные активисты в Уилтшире утверждали, что этот шаг негативно повлияет на местную экономику из-за потерянных рабочих мест. В 2003 году производство стиральных машин также переехало в Малайзию.
Дух новаторства повел Джеймса Дайсона и его компанию дальше. В 2004 году революционным изобретением стал новый, мощный и компактный электродвигатель с цифровым управлением DDM, работающий за счет импульсного магнитного поля. В 2006-м появилась гигиеническая сушка для рук, которая делала свое дело за 10 секунд. Сегодня их можно увидеть в торговых центрах и ресторанах по всему миру. Это достаточно мощные устройства: из узких щелей по 0,8 мм они способны выпускать потоки воздуха со скоростью 690 км/ч. За сушилкой последовали безопасный вентилятор (без лопастей), увлажнители воздуха, компактный легкий вакуумный пылесос и фен для волос.
В Джохоре (Малайзия) компания Dyson открыла завод по производству белья Meiban-Dyson. Инвестиции в этот проект составили 2,6 млн долларов, партнером и соинвестором стала сингапурская компания Meiban Group Ltd., имеющая производственные мощности в Сингапуре, Малайзии и Китае. Джеймс Дайсон заявил, что экономия средств за счет переноса производства в Малайзию позволила вложить дополнительные средства в исследования и разработки главного офиса в Малмсбери.
Партнерское соглашение с малайзийским производителем электроники VS Industry Bhd (VSI) Dyson заключила в 2007 году. Компания VSI взяла на себя основную роль в цепочке поставок Dyson, начиная с поиска сырья и заканчивая дистрибуцией готовой продукции по всему миру.
В 2013 году компания Dyson запустила завод в Туасе (Сингапур) стоимостью 360 млн долларов, который может производить 4 млн электромоторов в год. А через 3 года запустила новый технологический центр в графстве Уилтшир, в котором одновременно реализовывали 200 проектов и 50 исследовательских программ совместно с 40 университетами из разных стран мира. А в 2017 году заработал новый технологический центр Dyson в Сингапуре с собственной производственной площадкой и лабораториями, оснащенными по самым высоким стандартам.
В сентябре 2017 года Джеймс Дайсон открыл Технологический институт Dyson в Малмсбери, чтобы предложить самым талантливым и перспективным инженерам достойную альтернативу традиционному университетскому образованию. Образовательная программа объединила теоретическое обучение и совместную работу с инженерами компании, поэтому уже в университетское время студенты начали получать заработную плату.
В январе 2019 года Дайсон объявил о планах перенести штаб-квартиру компании в Сингапур, чтобы воспользоваться заключенным соглашением о свободной торговле между этой страной и Европейским союзом и Сингапуром.
Но не всем экспериментам компании Dyson было суждено реализоваться. Например, довольно крутая идея выпуска собственного электрокара была преждевременно уничтожена.
В Dyson осознали, что сегодня слишком дорого выпускать потенциально мощные электрокары, ведь продавать их по завышенным ценам как-то не очень хочется. На весь проект хотели потратить до 200 млн фунтов стерлингов. В этот бюджет также было заложено создание огромного завода, а также постройка собственных длинных трасс, которые требовались для тестирования электромобиля.