Мало кому известно, что в самом начале основатели бренда Costa Coffee не хотели делать свой бизнес сетевым. Приехав в 1967 году в Лондон из родной Италии, два брата Серджио и Бруно Коста еще не знали, чем именно займутся, но оказались поражены тем, насколько отношение англичан, которые пили преимущественно чай, было пренебрежительным к кофе. Часто они даже не задумывались над тем, что за темную массу пьют, называя ее кофе. И Коста увидели в этом возможности для себя.
Братья уехали в Милан и там у лучших итальянских мастеров обучились искусству обжаривания кофе. Вернувшись в британскую столицу в 1971 году, они арендовали на Fenchurch Street небольшое помещение, в котором запустили цех для обжаривания кофейных зерен, твердо решив, что будут производить кофе только высшего качества. Коста протестировали 112 сортов зерен, прежде чем выбрали один, который стал фирменным, назвав его Mocha Italiа (смесь «Арабики» и «Робусты» в определенной пропорции). С тех пор Серджио и Бруно стали обеспечивать местные кофейни зернами уникальной для англичан обжарки, посетители которых просто влюбились в неповторимый вкус сваренного из них напитка.
Хотя бизнес Коста подразумевал сотрудничество с кафе и ресторанами, обычные лондонцы быстро узнали о нем, во многом потому, что для доставки братья приобрели и переоборудовали классические лондонские кэбы, которые украсили своим именем.
К 1978 году спрос на кофе от Costa Coffee вырос настолько, что компании пришлось искать новое место для своего производства. Выбор пал на пустой участок земли в южной части Лондона, там Коста и построили новую обжарочную фабрику, которая находилась в этом месте аж до 2017 года.
А в 1981 году они решились на открытие своего первого собственного эспрессо-бара Costa Coffee в Лондоне на Vauxhall Bridge Road. Заведение стало первой бюджетной кофейней в Лондоне, где подавали эспрессо и капучино в фарфоровых чашках, чтобы покупатели могли по-настоящему насладиться вкусом кофе. Вскоре кофейни начали открываться в тех частях Лондона, где трафик людей был самым высоким, и становились местом притяжения жителей города.
История бренда умалчивает о причине, по которой братья не стали вести совместный бизнес дальше. В 1985 году Серджио выкупил долю Бруно в компании, а тот основал компанию по производству посуды.
К 1995 году сеть Costa Coffee в Великобритании состояла из 41 кофейни. Для Лондона с его населением, состоящим преимущественно из консервативных британцев с их любовью к чаепитию, это было удивительно. В этом же году крупнейший в Великобритании оператор отелей и кафе, компания Whitbread выкупила у Серджио Коста все права на Costa Coffee.
До 1999 года Costa Coffee оставалась сугубо британской сетью. Однако в тот год первая кофейня бренда открылась в Дубае. За этим последовал масштабный выход компании на международный рынок. Сегодня кофейни Costa Coffee работают в 32 странах, причем иногда для выхода на новый рынок компания покупает крупные местные сети кофеен.
Например, в 2009 году Costa Coffee поглотила польскую сеть Coffeeheaven за 36 млн фунтов стерлингов, благодаря чему зашла в Восточную Европу. У части приобретенных кофеен оставили прежнее название, а часть, например в Чехии, переименовали в Costa Coffee.
В мае 2017 года Costa вложила 38 млн фунтов стерлингов в открытие обжарочного производства. Новая фабрика выпускала до 45 тыс. тонн кофе, мощность старой фабрики составляла только 11 тыс. тонн.
3 января 2019 года, под давлением акционеров, компания Coffeeheaven продала свою дочернюю компанию Costa Coffee за 4,9 млрд долларов. Новым владельцем сети кофеен стала компания Coca-Cola, для которой сделка стала важным этапом в реализации стратегии по развитию сегмента кофе и кофейных напитков.
В России первое заведение Costa Coffee появилось в Москве в 2008 году, в Казахстан бренд зашел в 2012 году, открыв первую кофейню в Алматы.
В Costa утверждают, что их кофе отличается благодаря длительной щадящей обжарке, позволяющей тщательно прожаривать каждое зерно, сохраняя аромат и вкус. Длительная обжарка и правильная упаковка позволяют долгое время сохранять первоначальный аромат и вкус зерен.
По мнению экспертов бренда, кофейное зерно в течение 3 суток выделяет углекислый газ, а вместе с ним теряет и часть ароматических масел. Чтобы этого не произошло, кофе в зернах фасуют в специальные герметичные пакеты с фильтрами, которые пропускают углекислый газ, но препятствуют попаданию воздуха. Так зерно долгое время сохраняет вкус свежеобжаренного ароматного продукта.
За счет длительной обжарки, которая продолжается от 18 до 22 минут, и грамотного купажирования кофейные зерна теряют часть горчинки, приобретают легкую сладкую и шоколадную ноту. Приготовленный из таких зерен эспрессо можно назвать идеальным итальянским напитком.