Норвегия увеличит экспорт рыбы в Казахстан. И, как бы ни парадоксально это звучало, помогут ей в этом японские суши-бары.
Традиционная привязанность казахстанцев к мясу неискоренима одной ухой и рыбными стейками. Зато в виде роллов и сашими казахстанцы сегодня потребляют большое количество семги, форели, палтуса, скумбрии, креветок и прочих морепродуктов, нежели еще несколько лет назад. Популярность японской кухни – одна из причин для увеличения экспорта, считают норвежские предприниматели.
О классическом великолепии рыбных блюд казахстанским гурманам напомнили повара из «Urban Food» (Норвегия). В алматинском ресторане «French Connection» прошло настоящее реалити-шоу по приготовлению морепродуктов. С полчаса поколдовав над фрагментами палтуса и семги, кулинары в итоге продемонстрировали новую «рыбную стратегию» – легко в приготовлении, полезно для здоровья и божественно на вкус!
«В первую очередь, это необходимо для местных поваров. Нужно знать и понимать, как правильно разделывать и готовить рыбу, – считает Дарья Деркач, помощник директора Комитета по рыбе Норвегии. – Кроме того, это возможность пообщаться экспортерам обеих стран – Норвегии и Казахстана».
Норвегия – второй в мире крупнейший экспортер морепродуктов (в 130 стран мира). В прошлом году экспорт рыбы в Казахстан составил 15 тыс. тонн. К примеру, поставки в Россию достигли отметки в 300 тыс. тонн, и наш северный сосед стал первым по объему экспорта норвежской рыбы в 2011 году. При этом там наблюдается низкое потребление рыбы на душу населения (около 20 кг на человека в год)!
«В России мы широко продвигаем норвежский гастрономический туризм. Показываем весь процесс – от выращивания рыбы на специальных фермах до приготовления. Потребитель должен знать, чем именно он питается», – рассказывает Дарья Деркач.
Нет моря – нет рыбе!
Каждый день в мире потребляют 33 млн. порций норвежских морепродуктов. И с каждым годом все большее количество этих порций попадают на стол к казахстанцам.
Однако «настоящих рыбных ресторанов в республике нет», – заявил в интервью «Капитал.kz» президент Ассоциации шеф-поваров Казахстана Александр Трегубенко. – Есть такое правило: если ты не видишь моря из окна, то рыбу есть уже нельзя».
Вся рыба привозится в замороженном виде. За редким исключением – в охлажденном. Но в последнем случае ее стоимость повышается настолько, что пресловутое соотношение «цена-качество» становится доступным лишь определенному сегменту покупателей. «Многие рестораны «обожглись» на этом: заказывают «охлажденку», а проходимости нет. Приходится ее снова замораживать, – говорит Александр Трегубенко. – Бывает, такой продукт доставляют для особых мероприятий самолетом. Но это очень дорого».
Замороженная рыба, конечно же, съедобна. Вопрос лишь в том, сколько раз она подвергалась этой процедуре за время доставки из точки А в точку Б.
По словам менеджера по продажам компании «Leroy» Торбьёрна Майер Айде (Норвегия), «период доставки морепродуктов из Норвегии в Казахстан составляет около 10 дней, а иногда и больше».
Найти десять отличийЭкспортеры зачастую сетуют на пробелы в
логистике. В свою очередь, специалисты общепита утверждают, что закупщики не всегда выбирают для Казахстана лучшее. Якобы, не все ведь осуществляют закуп напрямую в Норвегии. Некоторые берут товар в Москве и Прибалтике. «Часто видишь, что привезенная рыба потеряла все признаки свежести. Если у нее серые жабры, впалые глаза или хвост облез (отморозился), это говорит о том, что рыба уже не свежая», – поясняет президент Ассоциации шеф-поваров Казахстана.
Свежесть сырой рыбы определяется по нескольким признакам: жабры должны быть ярко-красными, а глаза стеклянными и выпуклыми. А вот приготовленную понять не просто. Различить органолептические показатели (вкус, запах) под слоем приправ и соусов зачастую удается только специалистам.
Дорогу бренду
Рыбный промысел – основное занятие жителей прибрежной Норвегии. В сфере рыболовства и рыбоперерабатывающей отрасли занято более 30 тыс. человек. Большая часть промыслового отлова рыбы производится Норвегией в исключительной экономической зоне. Вместе с рыбоохранной зоной вокруг Шпицбергена и рыболовной зоной вокруг острова Ян-Майен территориальные воды, находящиеся в норвежской юрисдикции, составляют около 2 млн.кв. километров.
Ежегодный доход от экспорта рыбы составляет 30 млрд. норвежских крон (курс: 1 USD = 10 NOK). Это делает рыбную промышленность одной из крупнейших экспортных отраслей страны.
«Мы заинтересованы в том, чтобы наши экспортеры находили новые рынки. Но, в первую очередь, развивали торговые отношения по уже налаженным путям», – рассуждает посол Королевства Норвегия в Казахстане Оле Йохан Бёрной. – Я объездил всю вашу страну и заметил, что в каждом городе есть норвежская рыба. Это уже бренд, которым мы гордимся».
Автор - Алина Кириловская