В советские времена виниловые диски везли из-за границы, это было так же престижно, как джинсы или настоящие французские духи. Выход нового отечественного альбома АББА вызывал ажиотаж и гигантские очереди в магазинах фирмы «Мелодия». Это целая субкультура, ставшая частью жизни не одного поколения, сегодня грозит завоевать и детей интернета. Теперь мечты юности наших родителей можно легко отыскать в каталоге сайта ВинилСелект.ру.
Один из самых популярных писателей мира Харуки Мураками по праву может считаться еще и одним из самых музыкальных. Культовый писатель — культовое хобби: в его книге «Джазовые портреты» наравне с 55 легендами мирового джаза полноправными героями стали виниловые диски с записями их музыки. Чего удивляться, если знать, что Мураками — обладатель рекордной коллекции джазового винила — более 50 000 альбомов!
Таких историй немало, и это хорошо известно в кругу настоящих, признанных коллекционеров виниловых дисков. Этот круг достаточно узкий — большинство культовых личностей в нем хорошо знают друг друга. Впрочем, многих из них знают не только в узком кругу и культовыми личностями считают во всем мире. Билл Клинтон, Боб Марли, Бьорк, Мэрилин Монро, Эми Уайнхаус, Клаудия Шиффер, Кортни Лав, Джимми Хендрикс, принц Чарльз, Стив Джобс — все они когда-то коллекционировали или до сих пор успешно собирают винил. Не остался равнодушным к этому поветрию и Квентин Тарантино.
Можно долго вспоминать причуды известных личностей, которые собирают редкие виниловые диски. Это хобби как будто специально создано для них: кому, как не им, разбираться в хорошей музыке и качестве ее воспроизведения. Но не все так однозначно, звезды не так просты, и дело далеко не только в радостях для души. Общепризнанный факт: это увлечение с каждым днем увеличивает инвестиционную значимость предмета коллекционирования — виниловый диск все более и более уверенно становится на ведущие позиции в самых престижных мировых аукционах.
Коллекционирование виниловых дисков называют суперэлитным хобби, однако известно, что обладателем бесценного сокровища может быть и житель самой обыкновенной хрущевки: владивостокский пенсионер Николай Николаевич Паршин за 20 лет собрал уникальнейшую коллекцию из 6000 виниловых грампластинок, среди которых есть редчайшие и уникальные — например, советская эстрада середины 20 века. Если бы Николай Паршин вдруг собрался продать свою коллекцию, он, вероятно, смог бы купить квартиру уже не в хрущевке.
Винил — он разный. Это могут быть безумно, невероятно дорогие диски, хранящиеся в коллекциях самых отчаянных ценителей. Самым дорогим диском всех времен и народов коллекционеры считают единственный существующий в мире диск мало кому известной группы Quarrymen — где вместе играли Леннон и Маккартни еще до появления TheBeatles. Этот диск принадлежит Полу Маккартни, оценивается в несколько миллионов фунтов, и Маккартни его не продает. Еще один легендарный лот — самая дорогая из всех существующих в мире пластинок с автографом музыканта — это одна из немногочисленных копий релиза Йоко Оно и Джона Леннона под названием DoubleFantasy. Убийца Джона Леннона Марк Чепмен получил от музыканта автограф именно на этом альбоме за 5 часов до рокового выстрела. В 1999 году этот трагический артефакт был продан с молотка за 150 000 долларов, а спустя 11 лет снова выставлен на аукцион, где даже начальная цена лота в разы превышала первоначальную стоимость. Сейчас же этот диск оценивается в 850 000 долларов! Есть и более скромные позиции: пластинка The Beatles «Белый альбом» с серийным номером 0000005. Первые четыре диска из тиража достались самим четырем битлам, а пятый номер на аукционе eBay ушел за 19 201 фунт стерлингов.
Для коллекционера многое имеет значение. Есть несколько самых важных критериев ценности диска: чем ярче звезда, чем старше и меньше тираж ее диска — тем дороже. Например, сингл группы Queen, выпущенный тиражом 200 штук в 1978 году, оценивается в 5000 фунтов. Имеет значение состояние самой пластинки и ее конверта: при условии, что диск без сколов и царапин, в хорошо сохранившейся упаковке еще и издан несколько десятков лет назад, — это однозначно выигрышная позиция. Весьма важно, кто издал пластинку: винил таких лейблов, как Bluenote, ColumbiaRecords, Parlophon, Vertigo, ценится очень высоко. Конверт пластинки — особая ценность: уникальный дизайн конверта расценивается коллекционерами как произведение искусства. Иллюстрированием виниловых дисков занимались Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Питер Блейк и многие другие легендарные творцы своей эпохи. В 25 200 долларов сейчас оценивают релиз TheVelvetUnderground 1966 года с конвертом кисти Энди Уорхола.
Коллекционеры зачастую шутят, что это хобби, требующее неограниченных вложений денег, пока скорее разоряет коллекционера, чем приносит ему доход. Но это безусловное лукавство. В России, где коллекционирование винила вслед за Западом лишь набирает обороты и становится массовым, пока еще длится время вложений — вложений самого разного масштаба. Времена же, когда у нас сложится собственный полноценный в западном смысле широкий рынок этого престижного винтажа, еще только впереди.
Как рассказывают знатоки, желающих приобретать виниловые диски даже не для коллекции, а в подарок своим близким, в России становится все больше, возможно, это даже не просто дань моде, а особая, усилившаяся в последнее десятилетие тяга к прошлому, ностальгия по временам молодости и иных общественных отношений. Точный объем рынка винтажных виниловых дисков в России пока никто достоверно не оценивает, однако специалисты считают, что спрос на старый винил у нас в несколько раз больше, чем на записи современных студий, набирающие популярность на Западе, а, по статистике, в США лишь в одном только 2012 году было продано более 3 млн новых виниловых пластинок.
Это особенность России, это ее собственный тренд: жителям нашей страны, прямо скажем, есть что вспомнить. Спросом пользуются записи и зарубежных, и советских исполнителей – причем зачастую массового производства. Если говорить о советских пластинках, то особый спрос существует на диски производства до 1993 года, когда закончила свое существование всем известная фирма-гигант «Мелодия» и дальнейшие записи велись либо за рубежом, либо на мелких студиях, товар которых не отличался высоким качеством.