Ни одной картины на выставке мировых шедевров живописи, организованной компанией VILED в алматинском бутике Vintage, куплено не было. Вниманию казахстанцев были представлены полотна Поля Гогена, Анри Мартэна, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара и многих других (см. «Капитал.kz» от 21 ноября, №43 (422). Однако только сейчас нам удалось получить комментарии от компании VILED о прошедшем мероприятии.
В течение всего периода проведения выставки многие посетители проявляли высокий интерес к экспонатам, но ни одна из картин продана не была, пояснили в компании. И это несмотря на то, что посетители выставки могли видеть специальные метки на описаниях картин, которые свидетельствуют об их продаже. «Метки – не гарантия точной покупки. По данным о результатах выставки, ни одной продажи картин не было», – заметили представители компании VILED.
Все работы на выставке были собраны из частных коллекций лондонских коллекционеров. В выборе картин компанию VILED консультировал приглашенный эксперт из Лондона, коллекционер искусства и арт-дилер.
Этой выставкой VILED ознаменовала свое новое направление работы, связанное с антиквариатом и произведениями искусства высокого уровня. Отныне клиенты компании могут окунуться в мир, в котором царит дух прошлого, и оценить по достоинству экспонаты, получившие признание ценителей искусства во всем мире. «Картина мирового уровня может стать уникальным подарком или пополнить собственную коллекцию любого увлекающегося искусством человека. Все полотна сопровождаются письменной гарантией подлинности и сертификатами», – сообщили в компании.
То, что казахстанцы пока неохотно вкладывают в шедевры искусства, звучит по-особенному на фоне мировых новостей.
Западный рынок шедевров искусства, по оценкам специалистов, уже успел и восстановиться, и превысить докризисный уровень. Одним из доказательств этого, по информации портала artinvestment.ru, могут служить недавние перепродажи полотен известных импрессионистов. Так, портрет покровителя Модильяни Поля Гийома (1916) выставлялся на Sotheby’s в Нью-Йорке 7 ноября 2006 года и был продан за $4,8 млн с учетом комиссии. На Christie’s 18 июня текущего года этот же портрет появился с эстимейтом 5-7 млн фунтов ($7,7-10,9 млн), а ушел за 6,8 млн фунтов ($10,6 млн), то есть на $5,8 млн дороже, чем в 2006 году.
«Мужская голова» (1964) – практически автопортрет Пабло Пикассо, что делает работу более привлекательной для инвесторов, – 10 декабря 1998 года была куплена на лондонских торгах Christie's за 441,5 тыс. фунтов ($737,7 тыс.). На аукцион 18 июня 2013 года «Мужскую голову» выставили с эстимейтом 2-3 млн фунтов ($3,1-4,7 млн) и продали за 2,97 млн фунтов ($4,67 млн) с учетом комиссии. Нехитрая арифметика показывает, что за неполных 15 лет прирост составил $3,9 млн.
Всего же мировой арт-рынок насчитывает, по данным hallart.ru, около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie's относятся к аукционным домам первого, высшего, уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США.
Еще одна движущая сила на арт-рынке – дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам экспертов, на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. Несмотря на то, что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 40% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.
Выручка аукциона Christie’s «Шедевры русского искусства», прошедшего 25 ноября, составила $27 334 624, увеличившись на 11% по сравнению с аналогичными торгами в ноябре прошлого года. В ходе двух сессий торгов было продано 85% лотов по оценке. Итоги показали, что за редкими произведениями из важных частных коллекций идет настоящая борьба, в результате которой за рекордные суммы уходят произведения русского искусства. В аукционе принимали участие коллекционеры со всего мира как уже опытные, так и новички, каждого из которых привлекали редкость, качество и провенанс выставленных работ.
Фаворитами торгов стали произведения русского авангарда. Картина «Купальщицы» кисти Ильи Машкова, участвовавшая в первой выставке художественного объединения «Бубновый валет» в 1910 году и спустя более 100 лет показанная в Москве в начале ноября, ушла с молотка за $6 665 490. Другим топ-лотом торгов стало редкое полотно кисти выдающегося авангардиста Аристарха Лентулова «Церковь в Алупке», проданное за рекордную для произведений художника сумму $3 399 570. В год своего создания данная картина также экспонировалась в рамках выставки объединения «Бубновый валет», после чего находилась в собрании известного коллекционера Владимира Семенова. На картине изображено здание расположенного в Крыму храма святого архистратига Михаила. Рекордным стало полотно Александра Бенуа «Смотр войск императором Павлом I возле Михайловского замка (6 января 1801 года)», которое было продано за $781 650. Группа работ из коллекций семей наследников Сергея Чехонина и Марии Якунчиковой была продана на 100%, что подтверждает редкость предложенных на аукцион произведений.
Помимо успешной первой серии торгов русской живописью интенсивная борьба коллекционеров за произведения декоративно-прикладного искусства подтвердила, насколько силен и динамичен данный сегмент русского арт-рынка. На торги были предложены впервые появившиеся на рынке произведения: редкая советская фарфоровая ваза (£422 500 – мировой ценовой рекорд), подборка изделий Фаберже с королевским и императорским провенансом, фаворитами которой стали две редкие модели слоников с замками (£290 500 каждая), редкий фарфор из выдающейся частной европейской коллекции, которая была продана на 97% по оценке, а также презентационные серебряные ковши из частного итальянского собрания, достигшие на аукционе стоимости, которая на 682% выше заявленного эстимейта. Аукцион укрепил лидерские позиции Christie’s на рынке предметов Фаберже и русского декоративно-прикладного искусства.