Франкфурт – город деловой, и попала я туда также по делу, не в туристических целях. Однако немного времени все же нашлось для осмотра основных достопримечательностей. Сразу отмечу, что город мне понравился. Размеренный бизнес-ритм города захватывает, и ты все успеваешь в течение дня без особой суеты и нервов.
Но прежде чем делиться впечатлением о городе, хочу пару слов сказать об аэропорте. Франкфуртский аэропорт является одним из крупнейших европейских хабов. Он действительно большой – без карты здесь не обойтись. Кроме того, аэропорт разделен на два терминала, сообщение между которыми осуществляется небольшой монорельсовой вагонеткой. Если у вас есть время до вылета, советую прогуляться по одному из терминалов. Так можно незаметно скоротать пару часов и накупить сувениров.
Добраться из аэропорта можно на: такси (около 30 евро до центра города), городской электричке (S-Bahn), поездах ближнего сообщения (Stadtexpress). До города вы доедете примерно за 15 минут на любом из указанных видов транспорта.
Сердце Франкфурта
Франкфурт не похож на маленькие европейские города. В нем все спроектировано так, чтобы было максимально удобно и эффективно для жителей. Франкфурт - уменьшенная версия Нью-Йорка с учетом сверкающих на солнце голубовато-серебристых небоскребов.
Советую в первую очередь прогуляться по главной торговой зоне Франкфурта – улице Цайль (Zeil). Здесь действительно сосредоточены все прелести шопинга – от одежды и драгоценностей до сувениров и шикарных авто. Кроме того, сама по себе улица достаточно живописная и длинная, чтобы насладиться прогулкой и устать от шопинга. И именно от улицы Цайль проще всего начинать маршрут к осмотру других достопримечательностей.
Кафедральный собор XIII века, возвышающийся практически на набережной Майна, типичный для северной части Европы здание в готическом стиле. Здесь нужно отметить аккуратность и лаконичность во всем – в соборе не найти ничего лишнего. Важный исторический факт: в этом соборе избирали германских императоров по законам Золотой буллы. Кстати, если вам посчастливится попасть во Франкфурт в период с апреля по октябрь, то смело поднимайтесь на 75-метровую башню собора, откуда открывается прекрасная панорама бурлящей жизни города.
От собора буквально в паре минут ходьбы - пряничная площадь Рёмеберг. Площадь, как и водится в европейских городах, округлой формы, по периметру которого стоят нарядные каркасные дома. Только ради них стоило бы заглянуть сюда, но площадь Рёмеберг интересна не только этим.
В центре площади стоит статуя Фемиды, ставшая символом Франкфурта. Причем глаза богини открыты: это тот самый момент, когда можно посмотреть в глаза правосудию. Нельзя обойти стороной и дом Рёмера – место избрания и коронации немецких кайзеров.
Если вам небезынтересны прелести европейской архитектуры, обязательно вернитесь на улицу Цайль к зданию бывшей Гаупвахты. Здание построено в стиле барокко и когда-то являлось одновременно городской гаупвахтой, полицейским управлением и тюрьмой. Сейчас здесь процветает торговля – как на земле, так и под ней. Рядом находится еще одна туристическая достопримечательность – Цайльгалери, известная своей специальной обзорной площадкой на крыше, с которой открывается впечатляющий вид на «нью-йоркскую» часть Франкфурта – небоскребы. Откровенно говоря, во Франкфурте еще есть что посмотреть, но двух дней мне на это просто не хватило.
Франкфурт и транспорт
Транспортная система во Франкфурте очень практична, но и запутана. Как и в остальных европейских городах, все виды транспорта здесь объединены общей сетью – единые билеты, различающиеся по тарифам. Тарификация билетов идет по зонам: фактически – едешь дальше, платишь больше. Билеты на метро, городскую железную дорогу, автобусы и трамваи можно купить в специальных автоматах зеленого цвета – Fahrscheine. Билет внутри центральной зоны Франкфурта стоит 4,70 евро и действует 24 часа с момента покупки. Отдельно стоит напомнить, что Франкфурт не туристический город, поэтому большинство надписей и знаков - на немецком. В автобусе можно не покупать заранее билет. Проезд всегда можно оплатить непосредственно водителю. Это все, что касается практичной и удобной части франкфуртского транспорта.
А теперь – запутанная часть, которая касается она метро. Без ложной скромности скажу, что я хорошо ориентируюсь в пространстве. И еще не было случая, когда бы я заблудилась в метро, будь оно московское, мадридское или парижское. Бывало, когда я пропускала свою станцию, и приходилось возвращаться назад, бывало, когда выходила не с того выхода, но так чтобы не знать куда я попала и каким образом – такого не было. И вот, видимо франкфуртское метро решило одарить меня этим опытом.
Растерянность №1 – на конкретных станциях схемы движения спрятаны так, что нужно чуть ли не всю станцию обойти, чтобы понять, с какой из платформ тебе отправляться. Такая логичная мысль, как размещение этой схемы на стене с указанием станции, видимо, не закралась в голову логичным немцам. Поэтому изрядно поплутав, я все-таки нашла схему, приклеенную в центре зала под лестнице – в единственном экземпляре.
Растерянность №2 – метро во Франкфурте объединено с сетью городской железной дороги, поэтому схема метро просто невероятно пестрая и давящая на вас количеством станций. И очень важно не перепутать и сесть на свой поезд метро, а не просто на поезд, а то уедете вы совсем в другую сторону, несмотря на то, что отправились с той же станции.
Растерянность №3 – у поездов, как метро, так и ЖД Франкфурта нет постоянных платформ отправки. То есть с одного пути вы можете поехать как в сторону центра, так и в сторону спальных районов, поезд легко двигается в обоих направлениях с одной и той же платформы. Меня это буквально поразило, когда я собиралась ехать на улицу Цайль, и с того пути, откуда я отправлялась вчера, поезд шел в совершенно противоположную сторону…
Растерянность №4 – как уже упоминалось, Франкфурт не туристический город, поэтому объявления в метро звучат исключительно на немецком. Поэтому, если вы не знаете языка, то нет никаких гарантий, что сев на свой поезд, который едет в нужную вам сторону – вы приедете туда, куда надо.
Что может быть проще – изменить путь следования поезда, объявить об этом на немецком и очень удивить туриста, вышедшего в результате на совершенно незнакомой станции. Да, конечно в поездах метро есть специальные экраны, где высвечивается название станции – правда, увы, не следующей, а той, на которую поезд уже прибыл. Так что это особо вас не спасет.
Чем можно утешиться в подобной ситуации? Ну, во-первых, очень далеко вы уехать не успеете. Во-вторых, франкфуртцы очень отзывчивый народ, и если хоть немного говорят по-английски, быстро помогут вам сориентироваться. И, в-третьих, если вы не торопитесь к пункту назначения, всегда можно дождаться обратного поезда. Кстати, важно помнить, что метро во Франкфурте ходит не через равные промежутки времени, а в зависимости от часов пик. Поэтому если подобная оказия случилась с вами вечером, то приготовьтесь ждать обратного поезда минимум 15-20 минут.
Прелести франкфуртской еды
Первое и главное, что советуют все путеводители Франкфурта – попробовать апфельвайн или яблочное вино. Его подают во всех заведениях немецкой кухни. Сразу скажу, что напиток очень на любителя, меня, например, совсем не впечатлил, а напомнил негазированный сухой сидр. Но пьется легко, процент алкоголя на минимуме. Поэтому при европейских законах уровень промилле для езды за рулем допустим даже после кувшина (на двоих).
Если хотите все же попробовать апфельвайн и немецкую кухню в целом, очень советую поехать на противоположный (от основных достопримечательностей, перечисленных выше) берег Майна и посетить аутентичный ресторанчик Wagner (https://www.apfelwein-wagner.com). Там вы получите и заветный апфельвайн, и самые популярные блюда немецкой кухни, а также обстановку старой немецкой таверны.
Рестораны французской и итальянской кухни я, пожалуй, рекомендовать здесь не буду – все же мы в Германии. А лучше расскажу я вам еще об одной вкуснейшей немецкой сладости – марципанах. Они здесь необыкновенны, поэтому обязательно попробуйте и прихватите с собой пару коробок в подарок друзьям.
В заключении хочу заметить, во Франкфурт-на-Майне, несомненно, стоит посетить. Однако очень советую ехать туда в теплое время года. Зимой здесь конечно не -25 С, но зачастую неделями облачно и немного мрачно.