Февраль. По Италии прокатывается волна карнавалов, не только интересных и оригинальных, но и приносящих стране невероятную популярность. Их много, все они разные, но самый известный из них, конечно же, проходящий на фоне венецианской лагуны, гондол и мостов. Поражающий туристов грандиозным театральным шоу, где главными актерами, костюмерами, декораторами и даже декорациями, становятся народные массы. Это костюмированный бал-маскарад – самый старинный из всех карнавалов планеты, ежегодно проходящий в Венеции.
Традиционно у католиков эти карнавалы стартуют за пару месяцев до Пасхи, так прежде церковь использовала этот праздник для подготовки христиан к Великому посту – чтобы люди смогли вдоволь повеселиться. Истоки же венецианского карнавала лежат в древнеримских Сатурналиях — ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.
Долгое время карнавальные костюмы представляли собой лишь несколько вариаций простых черных плащей и масок, но благодаря Джакомо Казанове с XVIII века гамма костюмов значительно расширилась.
Наивысшего расцвета Венецианские карнавалы достигли в 18 веке, когда танцы на площадях и роскошные костюмы стали истинными образцами высокой моды, а главными действующими лицами праздника стали герои итальянской комедии. Отсюда же взяли начало полумаски, которые сейчас носят название венецианских масок.
В конце 18 века, в связи с революционными настроениями в стране, карнавал практически угас, а в начале 20 века было наложено вето на его проведение, снятое только в 1979 году по инициативе Федерико Феллини и с позволения Папы Римского. В 1996 году Венецианский карнавал даже получает собственный гимн, написанный известным кутюрье Пьером Карденом. А правительство Италии решает избрать этот праздник для популяризации истории и культуры Венеции.
Венецианская маска
Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Ух! Вот где фантазии то можно разгуляться! Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, страз, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника... Маски приблизительно можно подразделить на два вида.
Маски первого вида – это варианты масок итальянской комедии Дель Арте (commedia dell’arte) — комедия масок — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего к середине 16 в. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. Ко второму виду относят классические маски (не связанным с театром) - это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто.
Традиции
Каждый год более полумиллиона поклонников этого волшебного праздника – ивентщики, творческие личности и просто романтики приезжают туда, чтобы насладиться феерической обстановкой карнавалов прошлых веков, присоединиться к веселым уличным шествиям и принять участие в костюмированных представлениях. Да-да-да! В эти дни принято расхаживать по городу если и не в костюме, то, хотя бы, в маске. Замаскированные компании людей всех возрастов можно увидеть везде: в кафе,бистро и ресторанах; на рынках и в магазинах; на улицах, площадях и в общественном транспорте – вапоретто. И это так заразительно, что прогуливаясь там в обычной одежде, ощущаешь себя чуть ли не голым. Поэтому приходится забегать (с чувством вины) в одну из многочисленных лавок, затем, чтобы выбрать маску и себе любимому. Правда дышать и говорить в ней – невероятно трудно. Не могу понять, как венецианцы умудряются даже кушать, не снимая маски.
Жителей от туристов отличает, конечно же, не маска, а наличие сногсшибательного и сложно декорированного костюма. А работу «маски» лёгкой не назовешь. Часами неподвижно стоять на промозглом холоде, позируя массе туристов-фотографов, одетым при этом в тяжеловесный, многослойный наряд сможет не каждый. Венецианцы готовят себе костюмы почти целый год, чтобы потом носить их в течение всего карнавала, даже на работу. Кто-то креативит сам, кто-то заказывает у известных мастеров, а кто-то просто покупает готовый – цены от 2 тыс. евро.
В отличие от других мест, карнавал в Венеции полностью охватывает весь город – люди в костюмах всемирно известных итальянских персонажей: Арлекино, Пьеро, Панталоне и многих других заполняют все улицы, на просторных площадях разворачиваются концерты и спектакли, выступления фокусников, жонглеров, шпагоглотателей, мимов, акробатов, клоунов и заклинателей змей, устраиваются фейерверки, шумные гуляния и шествия. Причем, выражение «яблоку негде упасть» - сюда как нельзя лучше подходит, так как выбраться из толпы, несущей тебя по какому-то сумасшедшему маршруту, практически невозможно. Вот где рай то для карманников!
Кроме того, в многочисленных старинных дворцах Венеции проводятся традиционные костюмированные балы и эксклюзивные частные приемы, вход куда – только по приглашениям. Но иногда можно купить входной билет, цена которого не бывает ниже 300 долларов. Для малышей проводится собственный детский карнавал на площади Сан Поло.
«Обратная сторона» туризма
Хотя не всё так просто и красиво, как казалось бы. По мнению городских властей – «туризм это стихийное бедствие Венеции». После нашествия гостей город буквально утопает в горах мусора. Например,в 2007 году в городе проживало 60 тысяч человек, туристов побывал 21 миллион! В одни только уик-энды и праздники нередко приезжает до 80 тысяч гостей. А что говорить об огромных куризных лайнерах с десятью палубами, причаливащие на день? После такого нашествия Венеция буквально утопает в горах мусора. На время знаменитого зимнего карнавала – некогда веселого мероприятия для своих – здравомыслящие венецианцы стараются уехать из города. И это, на мой взгляд, правильно. Побывав в Венеции в дни Карнавала, как то пропадает желание посетить его (Карнавал) еще раз.
Директор по туризму венецианец Аугусто Сальвадори, на котором лежит почти невыполнимая миссия: следить за тем, чтобы туризм не «изнашивал» город, - яростный защитник и страж исторических традиций города. Он распространил среди жителей Венеции три тысячи горшков с геранью; однажды, обедая в ресторане на одном из каналов, он вскочил из-за стола, чтобы высказать свое возмущение проплывающему мимо гондольеру, который пел «О Sole Mio» – неаполитанскую, а не венецианскую песню. А еще несколько раз посылал добровольцев на площадь Сан-Марко, чтобы те напоминали туристам о необходимости соблюдать чистоту: не есть, не пить, не сидеть в местах, для этого не предназначенных.
«Мы боремся за достоинство Венеции», – говорит Сальвадори. Впрочем, не все инициативы венецианского директора по туризму оказываются успешными. Так, весной прошлого года он объявил Неделю этикета, распределив среди жителей города 72 тысячи пластиковых пакетов для уборки. Задумка хорошая, но пакетами никто, увы, так и не воспользовался. «Туристы губят город, – сетует г-н Сальвадори. – А что венецианцы получают взамен? Городские службы работают на пределе. Растет стоимость уборки мусора, да и вся жизнь дорожает».
А бывший житель Венеции говорит: «Городу нужны не сами туристы, а их деньги. Лучше всего, если это американцы. Теперь еще и русские. Они больше тратят. А туристы из Восточной Европы и Азии привозят с собой даже еду и питье, экономят на всем и купят в лучшем случае на память пластмассовый сувенир в виде гондолы». Разговоры об ограничении туристического потока, новых налогах и даже введении квот в высокий сезон, на Пасху или карнавал ведутся постоянно. Но все эти идеи вступают в явное противоречие с интересами владельцев отелей, ресторанов, кафе, с интересами гондольеров, водителей водных такси.
Венецианский карнавал 2013
И всё же, не смотря на вышесказанное, городские власти Венеции и устроители празднеств, надо отдать им должное, работают на славу и стараются сделать каждый из ивентов не похожий ни на один другой. Ежегодно выбирается тема карнавала, привлекаются лучшие мировые постановщики и декораторы, создающие завораживающие шоу. «Карнавал красок и краски Карнавала» – тема Венецианского Карнавала 2013 года.
Под знаком красок и цветов будут проходить все события программы Карнавала: концерты на центральной площади Сан Марко, каждый из которых будет посвящен отдельной цветовой гамме; исторические танцы и представления в полях, музыкальные аперитивы, а также мероприятия для самых маленьких.
Калейдоскоп красок станет отличительной чертой также и всем известных карнавальных «Полетов»: «Полет Ангела», «Svolo» последнего карнавального воскресенья и, наконец, «Svolo del Leon» (Пролет Льва), который состоится в полночь Скоромного Вторника. В последний вечер праздника можно увидеть и водный парад гондол, так называемый «Заплыв Молчания» («Vogata del Silenzio»), он стартует у Моста Риальто и заканчивается у площади Сан Марко, знаменуя собой торжественное закрытие Венецианского Карнавала 2013 года.
В этом году его открытие уже состоялось 26 января, но кульминация придётся на период со 2 по 12 февраля, день католического Скоромного Вторника. И те, кто пропустил шикарное файр-шоу «Водные метаморфозы» прямо на водах Гранд Канала, в стиле Цирка Дю Солейл, от французской компании исторического уличного театра «Илотопи», могут ещё попасть на закрытие Карнавала, которое обещает быть не менее интересным.
Как добраться
От венецианского аэропорта Марко Поло или аэропорта Тревизо отходит множество автобусов до центра Местре или самой Венеции. Между венецианским автовокзалом Пьяццале Рома и аэропортом Тревизо существует специальная челночная линия автобусной транспортной компании ATVO. Автобусы циркулируют примерно раз в час, идут чуть больше часа. Цена, включая багаж – 7 евро. На водных такси – порядка 100 евро, до 5 персон.
Если же вы едете туда уже из Италии поездом (что ещё лучше), то он доставит вас до ж/д вокзала Санта Лючия, прям на Большой Канал (Grand Canale), откуда до площади Святого Марка: пешком 30-40 минут; на внутривенецианском транспорте – водных трамвайчиках вапоретто – то же самое (но за 7 евро разовый часовой билет, 20 евро суточный, 50 евро 7-дневный).
Где остановиться и что посмотреть
Чтобы максимально использовать отведенные на посещение Венецианского карнавала дни, идеально было бы остановиться в гостинице в центре города, не забывая при этом, что платить придется не только за удобство, но и за вид из окна, а поэтому если ваш бюджет ограничен, то неплохим вариантом будет разместиться в одной из гостиниц расположенного по-соседству, но на «твердой земле», городка Местре (Mestre), который от Венеции отделяет только пролив. Конечно, в этом случае, открыв окно в номере, вы не увидите каналы и проплывающие по ним гондолы, но зато сумеете сэкономить, заплатив примерно 200 евро на двоих за три ночи, включая завтрак, в современной комфортной гостинице.
Стоимость же номера на двоих на те же три ночи, например, в отеле 5 звезд с панорамным видом на Гранд-канал, на площади Сан Марко, или же в 3-х минутах ходьбы от неё, в престижном здании 18-го века будет доходить до 3 тыс. евро (в дни открытия и закрытия Карнавала).
Достопримечательностям венецианской лагуны, состоящей из 121 островка, соединёнными 435 мостами можно посвятить отдельную статью. Но если сказать кратко, то хотя бы по мостам: Академии (Ponte dell’Accademia), выполненном в дереве и металле, Риальто (Ponte di Rialto), Скальци (Ponte degli Scalzi), Конституции (Ponte della Costituzione), печально известному мосту Вздохов (Ponte dei Sospiri), Соломенному мосту (Ponte della Paglia) и мосту Калатравы (Ponte di Calatrava) – надо пройтись обязательно.
Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) с колокольней, «золотым алтарём» (pala d’oro) и подъёмом на крышу собора – само собой разумеется, так же как и Дворец дожей.
Римскую площадь (Piazzale Roma); элегантный дворец Ка’ д’Оро (palazzo Ca’ d’Oro) с музеем, который еще называют «Золотым домом», в районе Каннареджо; городской рынок, музей Коррер, Национальный археологический музей и монументальные залы национальной библиотеки Марчиана; великолепную церковь Сан-Стае (Chiesa di San Stae); старинный дворец Ка’ Пезаро (Ca’ Pesaro), с Международным музеем современного искусства и Музеем восточного искусства; собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Santa Maria Gloriosa dei Frari); Гaлерею Академии (Gallerie dell’Accademia) с шедеврами Тициана, Тинторетто и многих других мастеров.
После живописи XVII века стоит посвятить немного времени современному художественному искусству в музее Пегги Гуггенхайм, в здании дворца Venier dei Leoni. А там рукой подать до базилики Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica Santa Maria della Salute) – шедевра XVII века архитектора Лонгена.
А затем выйти на одно из самых панорманых мест Венеции, откуда открывается вид на небольшой треугольный мыс, носящий название Пунта-делла-Догана или Пунта-делла-Салюте и разделяющий два венецианских канала. Отсюда прекрасно видны залив Сан-Марко, Дворец дожей, остров святого Георгия.
Ну, и, конечно же, просто необходимо проплыться хотя бы до островков Мурано (с музеем стекла) и рыбацкого Бурано (с музеем кружев).
И не забудьте зарядить фотоаппарат!