USD
491.71₸
EUR
529.97₸
RUB
5.05₸
BRENT
73.57$
-0.050
BTC
81242.60$
+541.700

Вступил ли казахстанский спорт в новую эпоху после Токио?

Адекватная оценка ситуации и возможностей – ключ к выверенной стратегии развития

Share
Share
Share
Tweet
Share
Вступил ли казахстанский спорт в новую эпоху после Токио?- Kapital.kz

В 2016 году BBC опросила 19 тысяч человек из 19 стран, чтобы выяснить, как выступление сборных на Олимпийских играх влияет на чувство национальной гордости. 62% граждан ответили, что достижения спортсменов имеют сильный или некоторый (some) эффект. Примечательно, что наиболее патриотичными оказались развивающиеся страны.

Это можно объяснить тем, что под давлением рыночных реформ уклад жизни людей претерпевает серьезные изменения. Наукой уже давно доказано, что многие из нас сопротивляются переменам и готовы раствориться в коллективном, когда утрачиваются привычные ориентиры и стабильность. Тем более во времена кризисов.

Вот почему столь резкими и эмоциональными оказались высказывания казахстанцев в адрес сборной в Токио. Нам как воздух нужна была хотя бы одна золотая медаль, чтобы отвлечься, «возвыситься», пусть даже на время, от затянувшейся «темно-красной» пандемии. Но давайте не обесценивать заслуги тех спортсменов, которые получили бронзу.

Всего 206 стран приняли участие в Олимпиаде, 93 из которых получили хотя бы одну медаль (8 стран коллективно заняли последнее 86 место). Это означает, что 113 национальных команд вообще не получили ни одной медали (55% от общего числа стран-участниц). Привожу эти цифры не для того, чтобы как-то отгородить от критики нашу сборную, а чтобы мы понимали масштабы конкуренции.

Даже такая страна, как Индия с миллиардным населением и шестой по доле мирового ВВП экономикой выиграла всего одну золотую, две серебряные и 4 бронзовые медали. Но вы бы видели, как ликовала вся страна, встречая 22-летнего метателя копья Ниража Чопру. Он принес Индии первую в истории золотую медаль в легкой атлетике с момента обретения страной независимости после Второй мировой войны.

Как правильно заметили журналисты CNN, индийские спортсмены сумели разжечь чувство гордости среди нации, находящейся в глубоком трауре после второй разрушительной волны коронавируса. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в Twitter так и написал, что победы спортсменов стали причиной огромного эмоционального подъема в столь тяжелый для нации год.

Ближайший сосед Индии, Пакистан, занимающий по размеру ВВП 40-е место в мире с населением в 217 млн человек, не получил ни одной медали. Кстати, тут дело не в количестве населения. Австралия, Германия и Нидерланды будучи с меньшим населением в сравнении со многими странами мира, уверенно вошли в топ-10 Олимпиады в Токио.

Вступил ли казахстанский спорт в новую эпоху после Токио? 903479 - Kapital.kz

Что касается нас, то мы в какой-то степени были избалованы успехами наших боксеров, борцов и тяжелоатлетов на прошлых летних Олимпиадах. Хотя череда громких допинг-скандалов, после которых Казахстан лишился 14 медалей? не прошла бесследно, оставив глубокий отпечаток на всем казахстанском спорте. В 2016 году МОК аннулировал результаты Олимпиад 2008 и 2012 гг. Свои медали вернули Илья Ильин, Зульфия Чиншанло, Майя Манеза, Светлана Подобедова и другие именитые спортсмены. В 2021 году был отстранен штангист Ниджат Рахимов, которого подозревали в подмене анализов для допинг-теста во время соревнований в Рио-де-Жанейроө2016.

Несмотря на высокие показатели казахстанской сборной в Рио, мы все-таки вступили в новую постдопинговую эпоху, на которую влияет горстка разных факторов, начиная от отсутствия недорогих детско-юношеских спортивных секций и заканчивая уязвимым положением спортсменов, особенно после завершения карьеры. В силу возраста меняется и тренерский состав, а пандемия безжалостна даже к самым опытным и титулованным тренерам.

Более того, классическому спорту в целом нелегко конкурировать с программированием, инфлюэнсерством и киберспортом, учитывая произошедшую смену поколений и их приоритетов в жизни.

Невероятный успех Геннадия Головкина, конечно, еще долгое время будет многих из нас вдохновлять и «возвышать», но чем хороша постдопинговая эпоха, так это тем, что она отрезвляет. Коронавирусные 2020 и 2021 годы вообще на весь Казахстан подействовали отрезвляюще.

Адекватная оценка ситуации и возможностей – ключ к выверенной стратегии развития. В этой связи казахстанским спортивным менеджерам, возможно, стоит задаться следующим вопросом: целесообразно ли продолжать надеяться на бокс, борьбу и тяжелую атлетику как самые победоносные виды спорта? Нужно ли подтягивать другие виды спорта, которые не приносили до сегодняшнего времени каких-либо наград? А может, лучшей стратегией будет еще большая концентрация на 3-4 видах спорта, которые все эти годы выдавали чемпионов?

Применительно к Токио, возможно, вопросы такого рода позволили бы нам понять, нужно ли было соревноваться в 25 дисциплинах, в том числе по водному поло и гребле на байдарках? Индонезия, например, направила всего 28 атлетов для участия в 8 дисциплинах. Грузию представляли 35 спортсменов в 11 видах спорта.

Все эти вопросы нетривиальны в том плане, что ответы на них определяют, куда и какие ресурсы страна должна распределять, как последовательно патронировать и планировать все последующие шаги в инфраструктурных, кадровых, финансовых, управленческих вопросах, видя конкретные цели, которых спортсмены, тренеры и курирующие ведомства должны достичь, в том числе из-за возможных будущих финансовых ограничений.

Хочу также в качестве наглядного примера привести опыт Китая, для которого международный престиж и национальная гордость – не пустой звук. Начиная с 1970-х годов Пекин стал больше уделять внимания Олимпийским играм как инструменту повышения международного странового имиджа. Согласно исследованию двух ученых в области спортивного менеджмента Ш. Чена и Дж. Чжэна, стремительное восхождение КНР было тщательно спланировано.

Анализируя стратегию Китая в Токио, упомянутые исследователи пришли к выводу, что наш южный сосед придерживался «принципа из пяти букв» Small, Fast, Women, Water and Agile, подразумевающего виды спорта с маленьким мячом (настольный теннис), акцентируя внимание на быстрых видах спорта, где нужна гибкость (как гимнастика), водных и женских видах спорта.

В свете всего сказанного, результаты казахстанской команды в Токио – не повод для огорчения. В 2024 и 2028 годах пройдут новые Олимпиады. Чтобы казахстанцы вновь испытали яркие эмоции от побед наших атлетов, необходимо уже сейчас начать подготовку, ответив на ряд важных вопросов и трезво оценивая ситуацию.

Автор: Сакен Жумашев, Управляющий партнер KPMG в Центральной Азии

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.