Ситуация с казахстанским грузом на границе с Китаем остается сложной. По словам заместителя генерального директора ТОО «КТЖ - Грузовые перевозки» Каната Кобесова, китайская сторона не принимает зерно расфасованное в мешки в крытых вагонах. Об этом он рассказал на эксперт-форуме «Магисталь» на тему «Железный путь в Китай: барьеры и возможности», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На сегодня пропускается только зерно загруженное насыпью. КНР объясняет такое решение антиковидными мерами. Казахстанская сторона в свою очередь принимает китайские поезда без ограничений. «Самый важный на сегодня вопрос - скоропортящиеся грузы в крытых вагонах. Именно крытые вагоны составляют самую большую проблему при приеме китайской стороной. Они, к сожалению, не предпринимают никаких мер для решения ситуации. Хотя с декабря мы неоднократно проводили рабочие встречи», - рассказал Канат Кобесов.
Заместитель генерального директора ТОО «КТЖ - Грузовые перевозки» добавил, что для решения ситуации на границе были подписаны протоколы с руководством Урумчийской железной дороги, в которых оговорено выполнения всех достигнутых соглашений. Одно из них о том, что между казахстанской и китайской ж\д дорогами обмен поездов в сутки должен составлять не менее 18 единиц. Но на начало января количество было доведено до 12 поездов.
«Мы добились того, чтобы начали принимать непродовольственные грузы и насыпные в зерновозах. То есть на сегодня довели сдачу поездов до 14 единиц в сутки. Кроме того, начались мероприятия по выгрузке долгопростаивающих вагонов на китайской стороне. При этом число брошенных казахстанских поездов в сравнении с декабрем заметно снизилось. Мы планируем, что за 25 дней марта их количество будет сведено к нулю. Останется только вопрос с проблемными крытыми вагонами», - подчеркнул Канат Кобесов.
Ситуация с грузом на китайской границе сложная и поэтому болезненная для казахстанских экспортеров и логистического бизнеса, отметил заместитель председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко. По его словам, китайская сторона на сегодня, действительно, принимает контейнерные грузы без ограничений и неоднократно настаивал на увеличении их контейнеризации. В настоящее время КНР активно занимается этим вопросом, но Казахстане же уровень контейнерных перевозок все еще остается низким. По инициативе Союза создана рабочая группа по разработке Программы контейнеризации, планируется принятие Дорожной карты для стимулирования работы в этом направлении.
«Нужны политические контакты и содействие на самом высоком уровне. Возможно, это поможет активнее решать сложившуюся ситуацию на казахстанско-китайской границе», - предположил он.
Обсуждать проблему на уровне правительств двух стран предлагает и председатель Национальной Ассоциации экспортеров «KazGrain» Зейнолла Абдуманапов. По его словам, скопление вагонов на границе началось с октября прошлого года. К марту количество вагонов с сельскохозяйственными грузами составило уже около 2000 единиц. Для представления о потерях предпринимателей спикер привел пример: только одна компания, отправившая 17 крытых вагонов с товаром, рискует потерять около 500 тыс. долларов.
«Проблема на границе может стать проблемой и посевной кампании в стране. Некоторые предприниматели взяли товар под реализацию у отечественных фермеров и крестьянских хозяйств на экспорт. После получения товара китайская сторона должна была его оплатить, а предприниматель, в свою очередь, погасить свою задолженность перед фермером. Но так как вагоны стоят на границе, то китайская сторона не выплачивает оставшуюся часть средств за продукцию, при этом срываются обязательства экспортеров перед фермерами. В итоге у казахстанских крестьянских хозяйств на посевную кампанию может не оказаться средств», - предупредил Зейнолла Абдуманапов.
Национальный перевозчик, пойдя на встречу экспортерам, отказался от взыскания штрафов за простой вагонов, добавил в ходе встречи глава Национальной Ассоциации экспортеров «KazGrain».