Аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал о строительстве LRT в
столице. Он заверил, что вопрос привлечения средств ЕНПФ и Национального фонда в проект не рассматривается, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Не рассматривался и не рассматривается вопрос привлечения средств пенсионного фонда, Национального фонда. Первые инвестиционные средства привлечены от Китайского банка развития. Это привлекаемые извне средства, поэтому они в валюте предусматриваются», - сказал Алтай Кульгинов.
Он пояснил, что «строительство LRT - это непростой вопрос» и из-за пандемии работа с банками для привлечения финансирования приостановлена.
«Это очень сложный проект. Подведено много инженерных сетей. Понятно, что деньги потрачены. Проблема вышла, когда Банк Астаны лишился лицензии, оттуда проблемы продолжились. Теперь это капиталоемкий проект. Поэтому в период пандемии работа с банками временно приостановлена, но изначально идея была такой: город растет, и нужно внедрять дополнительно виды пассажирского транспорта. Сейчас идут судебные действия, по результатам услышим ответы», - сказал аким Нур-Султана на брифинге в СЦК.
Он отметил, что будущее проекта по строительству легкорельсового транспорта в столице остается нерешенным.
«Такие грандиозные планы были, но с учетом экономической ситуации о втором этапе пока речи не идет. Нужно понимать, что (маршрут. - Ред.) планировался не только для пассажиров аэропорта. Вы видите, как растет город, пять лет назад даже не было жилых домов вдоль Кабанбай батыра, а сейчас столько микрорайонов появляется», - сказал аким.
В октябре 2020 года Агентство по противодействию коррупции завершило и направило в суд уголовное дело в отношении должностных лиц акимата столицы, ТОО «Астана ЛРТ» и других по факту хищения 5,8 млрд тенге при реализации проекта легкорельсового транспорта. Суду предано семь лиц, двое из них находятся в международном розыске.
Читайте также
Суду предано семь человек, двое из них находятся в международном розыске
В марте 2020 года Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета порекомендовал правительству и акимату Нур-Султана рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны LRT». На завершение проекта LRT с учетом аванса и неоплаченных строительных работ, согласно аудиторскому заключению, необходимо 1,365 млрд долларов (2019 год - 55 млн долларов, 2020 год - 984 млн долларов, 2021 год - 212,8 млн долларов. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT, допуская уровень пассажиропотока (включающий в себя маршруты, которые только часть пути проходят по маршруту LRT или вблизи прохождения маршрута) 41,6 тыс. поездок в сутки и стоимости проезда 200 тенге в первый год эксплуатации составит 99 млрд 380 млн тенге.
Идея строительства системы LRT в столице Казахстана обсуждалась с 2000-х годов. Строительство первой ветки началось в 2011 году и первоначально должно было завершиться в 2013-м. Потом сроки завершения строительства неоднократно переносились. Первоначально предполагалось, что проект строительства LRT будет профинансирован за счет кредитных средств государственного Банка развития Китая. Заказчик проекта - City Transportation Systems (ранее ТОО «Астана LRT») - получило от китайского банка 344 млн долларов, однако потом с выделением средств возникли сложности.
Впоследствии городские власти отказались от займа и утвердили новую схему финансирования, согласно которой City Transportation Systems (ранее «Астана LRT») разместит облигации на казахстанском внутреннем рынке. Объем облигационного займа составит 1,5 млрд долларов, из этой суммы 344 млн долларов планировалось направить на погашение китайского займа, остальные 1,2 млрд долларов - на строительные работы.
Позже сообщалось, что
Народный банк приобрел облигации City Transportation Systems (ранее ТОО «Астана
LRT») на 400 млн долларов под гарантию Министерства финансов Казахстана.