USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.45$
-0.060
BTC
64532.10$
-73.800

В каком направлении развиваться рынку онлайн-образования РК

На такой формат обучения приходится 4% от мирового рынка образования, однако сфера показывает впечатляющий прирост

Share
Share
Share
Tweet
Share
В каком направлении развиваться рынку онлайн-образования РК- Kapital.kz

Каковы тренды онлайн-обучения и в каком направлении развиваться казахстанскому рынку образования, проанализировали специалисты компании по страхованию жизни Freedom Finance Life.

Пандемия коронавируса поставила все с ног на голову. Казахстанскому бизнесу пришлось срочно оптимизировать процессы, а работникам – осваивать новые для себя сервисы. В онлайн начали уходить даже те сферы, которые до этого не признавали новых технологий и сторонились интернета. Одна из них – образование. Несмотря на активное развитие этой сферы за рубежом, в Казахстане она довольно медленно внедряла технологии 2.0. Но теперь это может измениться.

Мировой рынок образования

В 2019 году мировой рынок образования оценивался в $6,5 трлн. При этом 55% рынка приходится на школьное образование, 25% на высшее и профессиональное и 6% на корпоративное обучение. По прогнозам, опубликованным в исследовании Edmarket.Digital-2017, к 2030 году рынок вырастет до $10 трлн, а одной из точек роста станет онлайн-образование, которое начнет постепенно отвоевывать позиции у привычных форматов обучения.

Сегодня основа этого рынка – обучающие онлайн-сервисы, образовательные экосистемы и IT-инструменты, которые используются в процессе обучения. В ближайшем будущем большое влияние на рынок окажут технологии искусственного интеллекта, виртуальная и дополненная реальность, геймификация, системы корпоративного, языкового, мобильного и микрообучения, а также финансовые сервисы, которые сделают онлайн-обучение более доступным.

По данным Global Market Insights, сегодня на онлайн-обучение приходится всего 4% от мирового рынка образования. Однако сфера уже показывает впечатляющий прирост – 7-10% каждый год. И если в 2019 году рынок оценивался в $205 млрд, то к 2023 году он достигнет оценки в $282 млрд.

За счет чего растем

Современным детям сложнее дается привычный формат обучения. Они не воспринимают длинные лекции, бумажные учебники и преподавателей, рассказывающих теоретические факты. Вместо этого их привлекают интерактивные занятия и цифровые сервисы. Именно это подтолкнуло учебные заведения начать внедрение новых методик, основанных на технологиях.

В подобные сервисы и технологии каждый год вкладываются миллиарды. По данным Metaari, совокупные инвестиции в мировой рынок образовательных технологий в 2019 году составили больше $18,6 млрд. Это на $2 млрд больше, чем годом ранее. Наиболее крепкие позиции у онлайн-образования сегодня в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай, Япония, Малайзия, Сингапур). На эти страны в целом приходится больше 70% мирового EdTech-рынка.

«Большой интерес к сфере сегодня вызван несколькими факторами. Во-первых, потребители сами формируют спрос на новые технологии, требуя от образовательных учреждений совершенствовать методики обучения, учебные классы и сопутствующие сервисы. Во-вторых, инвесторам интересна эта сфера, потому что она более стабильна и безопасна, чем финансы (другое направление, которое быстро развивается). В-третьих, социальные отношения в обществе развиваются таким образом, что происходит оцифровка привычных связей: люди все чаще переходят в онлайн и оцифровывают свои навыки», – прокомментировал председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

По данным Бюро национальной статистики, в 2019 году казахстанские организации оказали услуги на сумму $5,6 млрд (2,3 трлн тенге). Основная доля пришлась на дошкольное и школьное образование. Доля высшего составила всего 14,4%. Это $817млн (или 337 млрд тенге).

По оценкам BusinesStat, около 85% этого рынка спонсируется за счет государственных средств. Благодаря бюджетному финансированию госучреждений образования оплачиваются зарплаты преподавателей, коммунальные платежи, административные расходы и так далее. Помимо этого, образовательные учреждения получают финансирование за счет системы государственных грантов, доля которых в структуре доходов достаточно высока.

Несмотря на то, что в рамках государственной программы по развитию рынка образования и программы «Цифровой Казахстан» внедряются современные проекты, призванные развить IT-направление в обучении, у образовательной системы существует множество проблем. Например, дефицит кадров, слабая инфраструктура и устаревшие учебные программы. Все это ведет к «оторванности» учебных процессов от реальных потребностей трудового рынка и бизнеса.

Чтобы сделать рынок более конкурентоспособным, необходимо сокращать государственное финансирование, внедрять новые учебные программы, IT-решения и технологии. Главная задача – сделать так, чтобы рынок зависел от частных средств. А это, в свою очередь, заставит учебные учреждения развиваться и конкурировать за каждого студента.

Куда дальше

Частично ситуацию на рынке образования может решить Государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Она позволяет казахстанцам, у которых есть образовательные депозиты, получать повышенный процент за счет ежегодных государственных премий. Таким образом, казахстанцам становится проще накопить на учебу, что, в свою очередь, делает высшее образование доступнее, а значит рынок получит больше частных средств. Чтобы охватить программой как можно больше целевой аудитории, в ГОНС необходимо также подключить и компании по страхованию жизни (КСЖ), у которых есть подходящий для этого инструмент – программы накопительного страхования жизни.

Подобные программы совмещают в себе функции депозита и страхования жизни. Преимущество в том, что казахстанцы не только копят деньги на учебу, но и защищаются от непредвиденных расходов. Таким образом, они имеют возможность инвестировать в образование и передают социальное бремя за восстановление возможного ущерба от государства в руки частных страховых компаний. Это снижает нагрузку на государственный бюджет.

«В любом случае развитие ГОНС и подобных программ позволит привлекать в казахстанские университеты больше частных средств, что, в свою очередь, будет способствовать развитию рынка в целом», – добавил Азамат Ердесов.

Но это что касается развития рынка образования в целом. Если же рассматривать пути развития для рынка онлайн-обучения, то большая перспектива сейчас у казахстанского бизнеса. Дело в том, что именно бизнес формирует спрос на кадры и именно он формирует «требования» для их подготовки.

Учитывая, что система образования может быть оторванной от реальных потребностей рынка, рано или поздно рынок начнет сам воспитывать и обучать студентов. Именно этот тренд наблюдается во многих странах. Крупные компании и IT-корпорации – Google, Apple, Amazone, Яндекс, Mail.ru – уже давно вкладываются в стартапы, позволяющие готовить новых специалистов, или же сами создают подобные проекты. Не отстают от тренда и казахстанские компании: большинство IT-компаний в стране запускают обучающие курсы, школы программистов и академии, позволяющие сократить время на подготовку квалифицированных кадров, и сразу «подогнать» их под требования бизнеса.

Сегодня казахстанский рынок образования находится на распутье: университеты всецело зависят от государственного бюджета, а рынок онлайн-обучения развивается исключительно благодаря редким государственным программам и частным инвестициям. От того, насколько долго подобная система будет существовать, зависят судьбы будущих поколений и их место на мировом рынке специалистов. Но если ускорить доступ частных средств и инвестиций в сферу – это позволит решить многие проблемы и переориентировать рынок на удовлетворение реальных потребностей бизнеса, и сделать первый шаг в цифровую эру.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.