В начале апреля в Казахстане планируется принять поправки в Закон «О защите прав потребителей». Лига потребителей Казахстана не осталась в стороне и выдвинула свои предложения, которые считает необходимыми для совершенствования закона. Об этом центру деловой информации Kapital.kz рассказала председатель лиги Светлана Романовская. Она также пояснила, почему необходимо внести в документ дополнения и как проект «зеленая точка» может усилить ответственность продавца перед покупателями.
- Светлана Юрьевна, ваши поправки в закон о защите прав потребителей на заседании правительства озвучены не были. Но, как я понимаю, рабочая группа внесла их в таблицу предложений.
- Национальная лига потребителей (НЛП) действительно предложила четыре поправки в разрабатываемый законопроект с обоснованием. Наши предложения направлены на то, чтобы сделать защиту прав потребителей максимально эффективной. Рабочая группа с предложениями по поправкам согласилась, но в конечной версии законопроекта мы их не увидели. Я, как член рабочей группы, дополнительно высказывалась о предложениях НЛП по поправкам в закон, потому что для нас важно, чтобы мы были поняты. Во-первых, НЛП не хочет навредить бизнесу. Во-вторых, надо навести порядок в самом законе, который согласно требованию времени должен периодически совершенствоваться.
- Получается, имеющийся Закон «О защите прав потребителей» требует основательных поправок?
- На самом деле казахстанский закон, согласно оценке Consumer International, признан самым продвинутым. Да, после принятия основного законопроекта в него вносились поправки через другие нормативные правовые акты, то есть закон ни разу не был переработан или доработан полностью. Но нас, Лигу потребителей, даже не привлекали к этим процессам. На сегодня существует нормативно-правовая база, но она не работает. То есть наша цель - усилить ту нормативно-правовую базу, которая есть, например, в части преамбул. Поясню: для нас важно, чтобы судьи понимали, что, как только человек собирается что-либо приобрести, он получает статус потребителя. И в то же время Гражданский кодекс, в котором предусмотрено равенство сторон, распространяться на потребителей не сможет, так как по договору он будет являться слабой стороной.
- Ваша первая поправка касается внедрения в обязательном порядке потребительского образования в школах, вузах и профессионально-технических училищах. Почему она на первом месте?
- Потому что потребительский всеобуч на сегодня отсутствует, хотя в законе прописан. Мы обращались в министерство образования, для того чтобы разработали стандарты обучения в школах, вузах и ПТУ. В Caspian University четыре года мы преподаем нормативно-правовую базу в сфере защиты прав потребителей, и на сегодня есть молодые специалисты. Кроме того, при Лиге открыта Академия потребительского образования, где мы обучаем преподавателей вузов. Но нам необходимо, чтобы каждый потребитель знал свои права. К примеру, нам нужны медики, которые знают стандарты обслуживания потребителей и обладают знаниями в сфере защиты прав потребителей.
- Вторая поправка — это предоставление ОЗПП права подавать иски по месту своего нахождения. Она сможет популяризировать само право потребителя обращаться в суд с претензиями к продавцу? На сегодня это не так часто происходит, как могло бы.
- Общества по защите прав потребителей на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 41 закона имеют право предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей. На основании данной статьи ОЗПП зачастую подают иски в интересах потребителя и в подобных делах являются истцами со всеми принадлежащими им правами согласно пункту 3 статьи 55 ГПК РК. Исходя из толкования статьи 30 ГПК, в пункте 9 под истцом подразумевается только потребитель.
При подаче искового заявления ОЗПП суды отказывают в принятии данного заявления и утверждают, что необходимо подавать иск по месту жительства потребителя.
Необходимо обратить внимание на то, что заявления от потребителей могут поступать из любого населенного пункта Казахстана, в связи с чем у ОЗПП возникают трудности с подачей искового заявления для защиты прав потребителей из-за отсутствия у ОЗПП финансирования. На основании этого у ОЗПП просто нет возможности подавать иски по месту нахождения потребителя. Во многих отдаленных районах страны нет ОЗПП, что делает невозможным доступ населения к правосудию, особенно социально уязвимым слоям населения, которые не имеют возможности защищать свои права самостоятельно, а ОЗПП не имеют возможности приезжать в каждый отдаленный район.
- Ваша третья поправка — это возмещение издержек, связанных с судебным процессом в полном объеме. Вы и сами отмечали, что она может показаться попыткой засудить бизнес. Это не так?
- Если предприниматель будет знать, что по результатам судебного процесса ему придется еще возмещать и расходы, связанные с рассмотренными исками, то он будет больше склонен к тому, чтобы вопрос решался без суда, через медиативные техники. Мы предлагаем бизнесу использовать медиативные технологии, получать обратную связь, повышать свою квалификацию, быть более конкурентоспособными и решать все жалобы от потребителей без суда, через медиацию. То есть отсутствие необходимых поправок в вопросе судебных исков ведет к тому, что против недобросовестных продавцов не предпринимается никаких мер, и они продолжают свою работу, нанося ущерб здоровью потребителей.
- Четвертая поправка от лиги касается проведения экспертизы за счет государства?
- Давайте начнем сначала. Во-первых, без экспертизы НЛП не сможет рассмотреть исковое заявление потребителя в суде. Суду нужны факты, подтверждающие наличие или отсутствие нарушения по качеству товара или услуги. Сам судья не эксперт, и основываться на своих знаниях по товару или услуге не может. Мы не предлагаем просто проводить экспертизу за счет государства. Мы уточняем, что после определения судом виноватой стороны она выплачивает издержки. Ситуация на сегодня складывается так, что если потребитель подает иск против предпринимателя из-за качества товаров, то он должен за свои деньги провести экспертизу. Очень часто это просто слишком дорого для него, и он отказывается от претензий и не защищает свои права до конца. Этим пользуются «серые» предприниматели, не обращая внимания на жалобы потребителей.
- Насколько мне известно, вы хотите усилить ответственность продавца, запустить проект «зеленая точка»?
- Проект «зеленая точка» заключается в подписанной продавцом декларации о полной безопасности товара или услуги. И если он вводит покупателя в заблуждение, то несет уголовную ответственность или оплачивает штраф. Люди не разбираются в составах и, поддаваясь влиянию рекламы, например, могут нанести вред своему здоровью или даже жизни. Я думаю, что для добросовестных предпринимателей, которые берут на себя повышенные обязательства перед потребителями, «зеленая точка» станет дополнительным знаком качества оказываемых услуг и предлагаемых товаров в сравнении с конкурентами. При этом, во-первых, они должны будут разместить телефоны Национальной лиги потребителей, для того чтобы у нас была обратная связь с населением. Во-вторых, у Лиги должна быть возможность сделать заборы проб или смывы, если это детский сад, для того чтобы проверить бизнесмена. У нас есть целый пул экспертов, которые также аккредитованы и аттестованы и имеют право на проверку на соответствие качества товара или услуги. Для нас крайне важно, чтобы проект «зеленая точка» заработал, и для этого мы заключили договор с Аграрной академией, у которой есть четыре лаборатории, аккредитованные, аттестованные и признанные мировыми арбитражными лабораториями. Если у покупателя возникнут вопросы, связанные с качеством услуги или продукта, то мы вернем деньги за данный товар или услугу и самостоятельно разрешим сложившуюся ситуацию с предпринимателем.
Мир не стоит на месте, развитие технологий, можно сказать, опережает время. Поэтому сегодня на рынке мы видим большое количество потребительских продуктов, которые претендуют стать более полезными или менее вредными по сравнению с их традиционными аналогами. Я бы тут отметила линейку с меньшим количеством сахара и трансжиров, при всем этом вкусовые качества сохранены на том же уровне. Информирование потребителя у нас никак не урегулировано, а вместе с тем его право на полную и достоверную информацию прописано в действующем законе. Если «зеленой точкой» производитель гарантирует полную безопасность продукта (услуги, работы), то мы бы также хотели видеть какой-то знак, отличающий продукт с меньшим вредом.
Хочу отметить, что новые поправки в закон предусматривают создание арбитража. Как только они вступят в силу, НЛП будет иметь право рассматривать потребительские споры в арбитражном суде на базе НЛП. То есть это будет единственный арбитражный суд, который начнет разрешать конфликты в данной сфере.