Основная проблема казахстанских госслужащих – это низкие горизонты планирования. Так считает член Национального совета общественного доверия при Президенте РК, экономист Рахим Ошакбаев. Однако, как рассказал эксперт корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, в стране есть руководители, которые не боятся принимать неординарные решения.
15 января на встрече с членами Президентского молодежного кадрового резерва Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстану необходима «новая модель госуправления, адекватная запросам общества, эффективная и справедливая».
«Постоянная реорганизация способствовала оттоку специалистов, как следствие, отсутствовала преемственность, что сказывалось на эффективности деятельности госорганов. Для государственного аппарата институциональная память имеет первостепенное значение. О какой памяти может идти речь, если руководители подразделений и даже ведомств, как стрекозы, скачут с одной должности на другую?» - сказал президент.
По его мнению, одной из проблем остаются командные перемещения в системе государственного управления. «В отчетах показатели сменяемости в госорганах в целом в пределах нормы - 6-10%. На деле всем очевидно, что кадровый состав при смене министра или акима тоже значительно меняется», - сказал Касым-Жомарт Токаев.
Член Национального совета общественного доверия при Президенте РК Рахим Ошакбаев считает, что постоянные перемещения в казахстанском госаппарате объясняются отсутствием долгосрочного планирования работы у министров или акимов.
«Как правило, у министра горизонты планирования рассчитаны на один или два года. Никто не хочет идти на системные и долгосрочные реформы. Поэтому легче похайпиться, создать картинку, а не заниматься какими-то системными вещами», - уверен эксперт.
Отдельные руководители ведомств, по мнению Рахима Ошакбаева, выглядят почти белыми воронами на фоне других чиновников с учетом той титанической работы, которую проводят в своих ведомствах.
«Я бы не стал рисовать обобщающую картину того, что все чиновники плохие или коррумпированные. Эффективность любой организации определяется теми, кто ее возглавляет. У нас есть примеры трансформационных и «живых» лидеров – таких как Жакип Асанов (председатель Верховного суда РК, ранее он занимал должность генерального прокурора), который в свое время преобразил Генеральную прокуратуру. Привлек новые таланты в свою команду, таких, как, скажем Багдат Мусин», - полагает экономист.
Он привел в пример и Алика Шпекбаева (председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции), который проводит колоссальную работу по изменению эффективности антикоррупционной политики. «Сегодня Агентство демонстрирует другой уровень коммуникации и открытости. Это пример того, когда в ведомство приходят эффективные и трансформационные специалисты, у которых есть свое видение с большим горизонтом планирования», - подчеркнул он.
В работе региональных властей Рахим Ошакбаев также видит позитивные изменения: если раньше акимы просто скрывались от общественности, сохраняя нейтралитет, то сегодня оперативно реагируют на информацию в СМИ и соцсетях.
«Если раньше аким это был царь и бог в своем регионе, то сейчас все они ведут себя осторожнее и количество злоупотреблений существенно сократилось. За последние годы взят курс на повышение открытости и подотчетности. Мы видим, что любой аким уже не может игнорировать критику в социальных сетях», - отметил он.