USD 397.56₸ ↓ -4.810
EUR 445.94₸ ↓ -3.870
RUB 5.82₸ ↓ -0.040
BRENT 39.56$ ↑ +3.260
BTC 9616.11$ ↑ +0.013
ETH 243.51$ ↑ +0.026
LTC 47.06$ ↑ +0.026
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяГосударствоКак обезопасить перевозку грузов?

Как обезопасить перевозку грузов?

Раскрываемость подобных преступлений остается на низком уровне

Сегодня многие поставщики на территории стран СНГ сталкиваются с проблемой пропажи грузов при перевозках. В схеме замешаны мошенники, которые под видом экспедиторских компаний заключают с ними контракты. Раскрываемость подобных преступлений остается на низком уровне, хотя проблема насущная. От нее страдает экономика страны, а потребители приобретают краденый товар, даже не подозревая об этом. Как можно исправить ситуацию в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» рассказали игроки рынка логистики.

По словам председателя общественного объединения перевозчиков «Барьер» Жомарта Есентугелова, хищения при перевозке грузов фурами из России или Беларуси в Казахстан происходят регулярно уже почти три года. Мошенники предъявляют поддельные техпаспорта, фальшивые удостоверения личности водителей, а на автомобили крепят несуществующие госномера.

«Минимально, я подчеркиваю, минимально – в неделю похищается одна фура с грузом, или 4 фуры в месяц. Ворованный груз имеет стоимость около $50 тыс. Выбор груза происходит не случайно, а целенаправленно – это, как правило, металлопрокат, изделия из металла, аккумуляторы, бытовая техника, чай, кофе, сухофрукты и сигареты. Минимальный ежемесячный ущерб, который наносится перевозчикам, грузополучателям, а также страховым компаниям, составляет около 80 млн тенге. Самое смешное, что орудует одна и та же группа мошенников, находящихся в России, а точнее в Москве и Ростове-на-Дону», – сказал Жомарт Есентугелов.

Первая причина регулярного хищения грузов при автоперевозках – излишняя доверчивость грузоотправителей. Вторая – безразличие органов безопасности и внутренних дел.

«Обращения пострадавших от хищения грузовладельцев, как правило, не принимают в районных отделениях полиции под разными предлогами. Поэтому мою цифру 4 фуры в месяц можно смело увеличивать в два, лучше в три раза, и цифру ущерба соответственно. Проблема усугубляется также страхом бизнесменов заработать себе плохой имидж от факта хищения, отсутствием времени для беготни по кабинетам. Поэтому, сталкиваясь с бездействием со стороны полиции, бизнесмены опускают руки, таким образом, проблема замалчивается», – пояснил наш собеседник.  

По его мнению, в одиночку  бизнес-сообщество не способно справиться с преступниками, для этого у него нет полномочий. 

«Преступникам волшебным образом удается уйти от должного наказания как на этапе следствия, так и на этапе судопроизводства. Учитывая то, какие деньги они зарабатывают, можно догадаться, что речь идет о существенной теневой кормушке», – сказал . Жомарт Есентугелов.

Консультант BSI, старший советник по безопасности RIFT Advisory International Илья Смоленцев изучает тему безопасности перевозки грузов уже давно. Хотя в основном он анализирует ситуацию в России, много дел в тамошних судах связаны с казахстанскими пострадавшими бизнесменами. По словам нашего собеседника, чаще всего преступники вклиниваются в цепь поставок, создавая отдельную транспортную компанию или покупая аккаунт на транспортно-логистической бирже. Либо они просто нанимают водителя, который готов пойти «на сделку с совестью» и следовать их плану по хищению груза. То есть заказчик нанимает одну транспортную компанию, но по факту перевозкой занимается субподрядчик.

«В итоге на определенном этапе связь теряется, и появляется фирма-мошенник, которая нанимает водителя – он приезжает, забирает этот груз и просто исчезает с ним. Это серьезно бьет по экономике страны. Когда совершается кража товара, он  на какое-то время выходит из-под контроля производителя, так как мы не можем сказать, в каких условиях товар хранился, перевозился. Затем этот продукт снова поступает на рынок, где его покупают потребители», – отмечает Илья Смоленцев.

Владельцы груза или экспедиторы стоимость украденного товара вычитают из налогооблагаемой базы, и государство недополучает деньги. Если бизнесменам и покупателям регулярно не рассказывать о краже грузов, количество таких преступлений будет только расти, уверен эксперт. В свою очередь грузоотправители должны объединить усилия в противостоянии преступникам.

 «Все участники рынка должны начать делиться информацией о мошенниках, создав для этого единую базу данных, либо какой-то информационный портал. Когда эти данные будут в свободном доступе, их можно предоставить правоохранительным органам, чтобы они начинали предпринимать действия по пресечению этой деятельности. Здесь требуются знания и понимание того, как работает цепочка торговых отношений, кто с кем заключает договор, как осуществляется транспортно-экспедиционная логистика», – считает Илья Смоленцев.

Эксперт не исключает того, что придется принять дополнительные законодательные нормы.

«Например, в России сейчас задумались над формированием реестра грузоперевозчиков,  так как на рынке имеется большое количество ИП, которые могут осуществлять перевозку. Внедрение стандартов по безопасности грузоперевозок тоже могло бы решить эту проблему. В Европе есть стандарты, обмен данными, аналитика по кражам грузов. Там и грузоотправители, и правоохранительные органы вооружены этой информацией. Они понимают, что происходит, каковы основные методы преступников, и каждый на своем уровне пытается внедрить методы контроля, чтобы противодействовать данным преступлениям», – подчеркнул он.  

Как продолжил Илья Смоленцев, стандарт ISO 28000 «Система менеджмента безопасности цепочки поставок» был принят в ответ на запрос отрасли и глобальных производителей учитывать и оценивать риски поставок и всячески способствовать их снижению. Это все должно способствовать ускорению цепей поставок, привести к их эффективности, защищенности, гибкости. Помимо обеспечения безопасности поставок, компании или организации, которые собираются внедрить этот стандарт, смогут улучшить свои финансовые показатели.  

«Стандарт поможет снизить  инциденты в сфере безопасности, а, следовательно, потенциально уменьшить стоимости страховки. В качестве выгод люди отмечают улучшение операционных показателей. То есть можно за счет выполнения требований стандарта ускорять перевозку товаров, поскольку наличие соответствующих сертификатов вызывает доверие со стороны таможенных органов. Также очень важное преимущество компания, на мой взгляд, получает в плане репутации», – заключил эксперт.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: