USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.24$
+0.350
BTC
97180.30$
+2931.600

Как меняется роль руководителя в эпоху цифровой трансформации

Был начальник, стал «лидер 4.0»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как меняется роль руководителя в эпоху цифровой трансформации- Kapital.kz

Цифровые технологии поменяли в бизнесе все процессы, а главное – в разы увеличили скорость изменений. Сегодня ни руководители, ни сотрудники не понимают, с чем будут работать уже завтра, а гибкость и адаптивность – главные спутники успеха. Если не внедрять новое и постоянно меняться, компании очень быстро оказываются «за бортом»: средняя продолжительность жизни компаний из списка Fortune 500 уменьшилась за последние полвека с 75 до 15 лет. 

Чтобы выстроить систему управляемых изменений, уже недостаточно быть руководителем в классическом понимании этого слова – нужен современный тип лидеров, которые умеют не давить обязательствами, а выстраивать систему доверия и общих ценностей среди сотрудников, и могут вдохновлять и мотивировать людей работать вместе для достижения общей цели. Без таких эффективных «вождей» любой цифровой бренд будет похож на корабль без капитана.

Статистика говорит о том, что только 13% рабочей силы увлечены своей работой. А ведь организации могут успешно трансформироваться только в том случае, если все их сотрудники полностью вовлечены в процесс. И для этого требуется больше, чем просто компетентный отдел кадров – нужны сильные лидеры как во главе компании, так и на линейном уровне. Большинству компаний надо менять лидерские принципы и форматы работы с сотрудниками.

Задача 1. Выращивать компетенции в людях

Биллу Гейтсу принадлежит высказывание о том, что в будущем лидерами станут те, кто расширяет возможности других. Лидеру даже самой небольшой компании необходимо уметь делегировать, то есть постоянно растить в сотрудниках компетенции и навыки.

Есть такой психологический термин – «феномен Микеланджело». Он означает отношения, в которых каждый партнер раскрывает лучшее в другом. Даже если последний еще не осознал свои лучшие качества. Дать волю другим, чтобы они приносили больше пользы, найти возможности, чтобы обучить людей, и направить их по вектору роста – вот как действуют лидеры нового поколения. По данным Всемирного экономического форума, главные навыки, которые нужно выращивать в сотрудниках – умение комплексно решать проблемы, критическое мышление  и креативность.

Задача 2. Смотреть на сотрудника как на клиента

Образ публичной компании зависит от сотрудников. Но почему-то если понятию «customer experience» много лет, то о термине «employee experience» даже крупные корпорации только начинают задумываться. Стоит прислушиваться к сотрудникам, научиться понимать их и позволять становиться частью «голоса бренда». Работодатели должны не просто ориентироваться на сотрудников – команды должны становиться «брендами» внутри компании и даже нести свою философию и подходы наружу, создавая новую «ДНК» компании. По мнению аналитиков Accenture, лучший способ добиться этого – адаптировать механизмы обратной связи с сотрудниками к отдельным подразделениям и командам. Только потратив время и силы на то, чтобы по-настоящему узнать каждого члена команды, мы сможем понять и начать использовать их уникальные качества.

Задача 3. Привлечь и сохранить таланты

Управление талантами, или talent management, уже много лет является одним из центральных направлений работы HR-департаментов, особенно в отраслях, испытывающих серьезный дефицит кадров: ИТ, строительной, горнодобывающей и многих других. Люди больше не работают в одной компании всю жизнь: они чаще меняют места работы, переезжают, уходят на фриланс. При этом у миленниалов и следующих поколений – завышенные зарплатные ожидания, острая необходимость учиться и желание немедленного поощрения за любые, даже самые незначительные, успехи. Как в таких условиях работать с талантами и удерживать нужных людей?

Согласно материалам Harvard Business Review, люди работают лучше, когда удовлетворены четыре основные потребности: обновление (физическое), ценность (эмоциональное), собранность (психическое) и цель (духовное). Поэтому больше нельзя ориентироваться только на деньги. Нужно, чтобы вместе с зарплатой органично добавлялись польза обществу или возможность непрерывно обучаться, карьерные перспективы. А главное, чтобы в компании был лидер, готовый поддерживать смелые, нестандартные идеи, открытый для предложений и неформального диалога. Именно для этой цели многие ИТ-компании организуют личные встречи инициативных сотрудников с руководством компании и митапы, где обсуждают достижения департаментов и отдельных команд.

Задача 4. Стимулировать инновации

Жизненный цикл инноваций укорачивается с каждым днем, но это не значит, что от них нужно отказаться. Роль лидера в стимулировании инноваций - не в том, чтобы подать идею, лежащую в основе инноваций (хотя и такие примеры есть на рынке), а в том, чтобы ее реализовать. Поэтому бизнес-лидер должен научиться максимально стимулировать коллективное творчество, создавать команды из высокоэффективных людей и приводить их к желаемым результатам. Способность лидера внедрять инновации, по сути, сводится к управлению людьми, способными принять и реализовать прорывные идеи.

Задача 5. Совместное лидерство

И, наконец, нужно принять идею сотрудничества, а не конкуренции внутри организации. Долгое время на рынке была популярна стандартная модель формального руководства – назначение одного менеджера на одну руководящую должность, при этом его цели и задачи часто не совпадали с целями и задачами других подразделений. Однако чем более творческий коллектив (а технологическая трансформация всегда сопряжена с креативностью), тем хуже работает принцип разделения власти. Поэтому на рынке появилась концепция «совместного лидерства», подразумевающая горизонтальную кооперацию между лидерами подразделений, для того, чтобы решать общие для бизнеса задачи.

Так все-таки – лидер или босс?

 «Лидер – это тот, кто знает путь, идет своим путем и показывает путь». В этом контексте лидер серьезно отличается от менеджера, руководителя или босса, которые предпочитают позицию силы и склонны управлять своими сотрудниками с помощью регламентов или страха.

В отличие от них, лидер говорит с командой искренне и дает ей знать, что происходит в реальности – и это полностью совпадает с ожиданиями миллениалов и поколения X, которые уже к 2020 году составят в общей сложности около 70% кадров во всем мире. Миленниалы не хотят выверенных, гладких корпоративных сообщений – им важны искренность и правда. 

Еще одно фундаментальное отличие «лидера» от «руководителя» – в механизме управления. У боссов – «нисходящий» способ ведения дел, они считают, что важнее контролировать свою команду и спускать поручения, а не строить горизонтальные структуры и использовать преимущества кооперации и коллективного интеллекта – то есть то, что ждут от них сотрудники эпохи Индустрии 4.0.

Но и это еще не все. Мы в Accenture проанализировали, как меняются компании в процессе цифровизации и обнаружили, что самые эффективные лидеры ставят четкие, измеримые цели для своих организаций. Наличие таких целей, выраженных в числах, помогает людям понять планы компании в ближайшей перспективе и создает ощущение стабильного развития. Цифровая трансформация дала возможность получить измеряемые данные практически обо всех аспектах работы организации – и цель лидеров научиться ими пользоваться и ставить задачи, опираясь на них, а не на ощущения и экстраполяцию прошлого, зачастую нерелевантного, опыта.

Казахстан: короткая «скамейка запасных»

В Казахстане новые лидеры, соответствующие этим критериям, есть, но их немного: в банковской отрасли, ретейле, интернет-проектах. То есть там, где высокая конкуренция, где борьба за сильных специалистов, где активно применяются новые методы работы, где ключевая характеристика бизнеса – скорость вывода продукта на рынок, «time to market». Надо признать, что в стране в целом есть проблема «короткой скамейки запасных»: по сути, одна и та же группа сильных управленцев «кочует» с проекта на проект.

Антон Мусин, управляющий директор Accenture в России и Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.