Средства на строительство системы легкорельсового транспорта (LRT) в Нур-Султане, "замороженные" в Банке Астаны, должны быть возвращены государству, заявил аким столицы Алтай Кульгинов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Прозвучала критика со стороны президента по неэффективному планированию бюджета. Поднята проблема строительства LRT, затронуты вопросы высокой стоимости проекта, а также его целесообразности. Все «замороженные» в Банке Астаны средства проекта LRT должны быть возвращены государству. Поручаю Аскару Кеменгеровичу (заместитель акима Аскар Амрин – Ред.) срочно заняться этим вопросом», - сказал Алтай Кульгинов на внеочередной сессии маслихата.
Ранее руководитель компании «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов сообщил, что по проекту LRT на счетах Банка Астаны «заморожены» около 200 млн долларов.
Аким сообщил, что в будущем бюджетные проекты будут утверждаться по новым правилам.
«Президент сформулировал цель очень четко. Все бюджетные проекты должны отвечать на два простых вопроса: для чего они нужны и какова их социально-экономическая эффективность? Главным должен быть не столько вопрос наличия ТЭО и ПСД, а решение конкретных социально-экономических задач. Без четкого ответа на эти вопросы бюджетные проекты вообще не должны рассматриваться. До сих пор не решается вопрос массового применения типовых проектов. ТЭО и ПСД разрабатываются на всякий случай, зачастую в стол. Поручаю всем администраторам бюджетных программ держать на контроле вопрос эффективного использования бюджетных средств», - подчеркнул аким.
15 июля на расширенном заседании правительства президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев указал, что вместо создания удобного, понятного, практичного для населения вида транспорта предложен дорогостоящий проект. Глава государства сообщил, что строительство системы легкорельсового транспорта в столице будет продолжено из-за взятых международных обязательств и понесенных затрат.
В середине апреля 2019 года на заседании правительства экс-аким Нур-Султана Бахыт Султанов сообщил о временной приостановке строительства системы легкорельсового транспорта. Позже пресс-служба столичного акимата сообщила, что часть работ по строительству уже завершена и профинансирована. «Дальнейшее строительство LRT находится на этапе согласования следующих траншей финансирования между китайским консорциумом и Государственным Банком Развития Китая», - уточнили в акимате.
Министр финансов Алихан Смаилов тогда пояснил, что идут переговоры с государственным банком развития, и, возможно, будут «найдены источники финансирования этого проекта внутри страны». Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр на отчетной встрече с населением 13 июня рассказал, что заем на строительство LRT переформатирован постановлением правительства. «Он будет выделен не Китаем, а за счет других источников. Гарантии переподписаны», - пояснил министр, добавив, что «работа продолжается, хотя и замедлилась».
Запуск проекта легкорельсового транспорта запланирован на вторую половину 2020 года.