Год назад Нурсултан Назарбаев озвучил пять социальных инициатив, которые необходимо реализовать в стране. Третья инициатива направлена на повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студентов. Ректор Университета Нархоз Эндрю Вахтель рассказал, какие технологии, позволяющие повысить качество образования, появились в арсенале университета, и что в первую очередь требуется для их успешной реализации.
- Эндрю, скажите, каких главных аспектов образовательного процесса коснулись изменения за год вашего перехода на должность ректора Университета Нархоз?
- В первую очередь теперь мы акцентируем внимание на базовой подготовке. Первый год обучения рассматривается как фундамент всего самого важного. Именно в начале пути студент начинает понимать, что такое жизнь в академической среде, учится работать с текстом, искать информацию и выполнять исследования.
Мы полностью изменили ожидания для студентов и ППС, курс стал гораздо более интерактивным и требовательным. В основе лежат разные методики работы с текстом – первоисточником. Учебники уже перестали быть основными источниками знаний. По ряду дисциплин контент обновляется быстрее, чем мы успеваем писать и издавать учебники.
К примеру, погружаясь в работу Платона «Государство», студент на протяжении всего курса самостоятельно будет искать ответы на следующие вопросы: а) зачем мы его читаем; б) какие важные мысли прозвучали в произведении; в) как мы, читатели XXI века, на это реагируем. Определенно некоторые идеи должны вызывать настороженность, что-то отталкивать, а что-то привлекать. Как результат, студенты уже после первого курса умеют читать и анализировать сложные материалы, организовывать свои мысли, искать информацию и творчески относиться к занятиям.
Что касается студентов более старших курсов, то для них мы изобрели программы под названием «майноры», позволяющие дополнять главные предметы и расширять кругозор. Плюс ко всему, внедряются новые программы с возможностью получения двух дипломов и преимущественно на английском языке, возобновляются традиционные дисциплины. Мы добиваемся того, чтобы наши студенты в корне отличались от студентов других вузов.
- Какие академические компетенции являются базовыми для студента, чтобы он освоил свою специальность?
- Главные академические требования обязательны для всех, невзирая на специальность. Они включают в себя знание английского языка, программирование, умение работать с данными и искать информацию, профессиональную этику, умение синтезировать, презентовать, работать одному и в группах, гибкость ума и т. д.
Мы не требуем от студентов проявлять философскую глубину или делать глобальные открытия. Главное, чтобы человек наедине с белым листом его не боялся и получал удовольствие от собственной интеллектуальной деятельности, которая заключается в чтении и письме. В рамках курса попутно с академическими навыками будут развиваться ораторское мастерство и навыки коммуникации. Мы хотим найти подход к каждому студенту и индивидуализировать его ощущения. Специальность это не профессия. Это также коллекция навыков, знаний и умений, из которых любому человеку приходится в современном мире строить профессию.
- На ваш взгляд, какие условия внеучебной деятельности должно предлагать руководство, чтобы студент смог набрать хорошее портфолио по окончании вуза?
- Здесь все зависит от самого студента. Лично я играл в оркестрах и занимался спортом, но мне было интересно это. В моем университете были еще десятки разных клубов и групп, в которых я не участвовал. Мы в свою очередь должны предлагать богатый набор академических программ и давать различные интересные внеучебные программы, чтобы студенты могли выбрать что-нибудь по душе.
Пожалуй, важным даром четырехлетнего рубежа я бы назвал возможность студента не бояться делать ошибки. Нужно выражать собственное мнение и позицию, брать на себя ответственность и на основе собственных «шишек» идти на смелые решения.
- На базе факультета базовой подготовки действует программа «Свободные искусства и науки». Какой еще общепринятый мировой опыт используется в Нархозе и возникают ли сложности при внедрении его в отечественную систему образования?
- Именно на этой программе студенты мысленно переходят от школы в университет. Если в школе самое главное было найти правильный ответ, на этой программе они видят, что часто нет правильного ответа. Студенты учатся читать сложные тексты, анализировать их, выражать свои мысли в письменной и устной форме, работать в группах. Одновременно они начинают понимать, как мыслят философы, художники, историки, политологи и т. д. И хотя такой подход необычный для университета в СНГ, он абсолютно не противоречит цели местных базовых курсов. Самое сложное при внедрении это убедить преподавателей подавать материал по-другому, отойти от зубрения и слушать своих студентов.
- Смогут ли новые технологии обучения помочь студентам более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению? Скажем, задуматься об экологических, общественных проблемах и т. д.
- Если под новыми технологиями вы имеете в виду тот новый подход, о котором я говорил в предыдущем ответе, тогда да, обязательно. Но это же очень старая технология — это на самом деле технология Сократа. Но в современном мире, где каждый человек должен создать свой путь, наш подход готовить студентов, которые умеют на базе какого-то материала оформить свою позицию и защитить ее, одновременно понимая, что могут быть разные позиции у других людей. Самые серьезные проблемы нашего мира мы сможем решить, наверно, только через диалог между людьми с разными позициями, готовыми слушать и уважать разные мнения.
Юноши и девушки сегодня мало читают, а если читают, то в основном посты в соцсетях, а если излагают мысли, то посредством символов и смайликов. Реальность такова, что интернет буквально вываливает на нас гору информации, с которой неопытный человек может не сразу разобраться: в сети есть все, но это «все» надо уметь сортировать. Критически осмыслить, что поступившие сведения неверны и не предназначены для его интересов, удается не всем. Этот навык вырабатывается тогда, когда вы учитесь смотреть, например, на список источников в той или иной работе: насколько он современен и профессионален.
Нашей программой мы изменили подход к образовательному процессу, и он успел дать свои положительные результаты. Она вводит студентов в современную гуманитарную проблематику через языки различных научных дисциплин, курс включает блок вопросов, связанных с историей и политикой современного Казахстана, а также академической работы, связанной с письмом и чтением сложных текстов на родном и изучаемом языках.
- В мире активно внедряются разработки «Индустрии 4.0», в связи с чем и возникает необходимость постоянно модернизировать образование. Все более популярными становятся тренинги по мехатронике, робототехнике и Big Data. Соприкасаются ли эти знания с будущими экономистами вашего вуза?
- Наш мир меняется ежечасно и ежесекундно, шагать в ногу со временем бывает очень трудно, но мы, понимая это, даем нашим студентам основы всех основ с обязательным преломлением и отражением практического характера. Например, курс «Основы прикладной математики» включает аспекты математической логики и моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и смарт-технологий.
Стоит отметить, что данные превратились в важный актив в современном мире. И мировой тренд цифровизации требует, чтобы в компаниях работали кадры, которые имеют аналитические навыки и знания в области Big Data, при этом сочетая в себе креативность и самоорганизованность. Умение работать с данными в современном мире нужно абсолютно для всех. Мы требуем, чтобы каждый студент Нархоза умел программировать на каком-то элементарном уровне после первого года. И в течение своей программы он будет пользоваться этим знанием. Они, конечно, не станут гениальными программистами, но будут в состоянии использовать данные и, самое главное, они не будут их бояться.
- Есть ли то, что вы оставили от советской системы образования?
- Конечно. Во-первых, советская школа дала дисциплину и прилежность. Во-вторых, в советских школах знали, как преподавать математику и языки. Но, к сожалению, традиционный университетский подход был достаточно слабый. Чтобы объяснить, почему, требовалось бы гораздо больше мест, чем у меня здесь есть. Но если в общем смысле, стоит признать, что советская модель ориентируется на передачу знаний и в меньшей степени на то, как использовать эти знания.
Беседовал Советкали Ернур