Хотя победа Касым-Жомарта Токаева на президентских выборах не стала неожиданностью, голоса избирателей за остальных кандидатов распределились интересно. Второе место по количеству проголосовавших занял оппозиционер Амиржан Косанов, а третье досталось Дание Еспаевой – первой в истории женщине, баллотировавшейся на пост президента.
Избирательная кампания в Казахстане не обошлась без скандалов на участках. В интернете всплыло огромное количество видеозаписей на тему фальсификации выборов в регионах. ЦИК, комментируя ситуацию, отметил, что жалоб не получал.
«Ни одной жалобы, связанной с подсчетом голосов, на данный момент в Центральную избирательную комиссию, в территориальные избирательные комиссии не поступало. Каких только фейковых новостей нет. Все, что угодно можно нарисовать! Вы, журналисты, это лучше меня знаете. Таких фактов у нас не было. Где у нас снимаются фейковые новости? Целые инсценировки!» – сказала журналистам член ЦИК РК Зауреш Баймолдина.
Вместо этого в Центризбиркоме выдают собственную статистику выявленных нарушений со ссылкой на Генпрокуратуру, которые не влияют на итоги выборов.
«Наибольшее количество дел – 12 – связано с выдачей членами участковых избирательных комиссий бюллетеней гражданам для голосования за других лиц. Шесть материалов связаны с нарушением избирателями требований о равном избирательном праве, то есть они хотели проголосовать вместо другого избирателя. Практически во всех случаях избиратель просил члена участковой комиссии дать ему возможность проголосовать за члена своей семьи. Особенно это было актуально в сельской местности. Все там друг друга знают и не воспринимают это как нарушение выборного законодательства. И один материал содержал нарушение правил проведения предвыборной агитации», – уточнила Зауреш Баймолдина.
На вопросо том, можно ли считать выборы легитимными с учетом нарушений, ответила более чем утвердительно.
«9 968 только участковых комиссий у нас. Сколько проголосовало граждан, вы слышали. Эти нарушения – капля в море», – заключила Зауреш Баймолдина.
Наряду с этим нынешние президентские выборы прошли на фоне митингов в Алматы иНур-Султане. Замминистра внутренних дел Марат Кожаев заявил, что все митингующие вышли на улицы по призыву запрещенной судом в Казахстане партии ДВК, руководители которой вели массированную пропаганду по дискредитации власти в стране и призывали к бойкоту внеочередных выборов президента.
Касым-Жомарт Токаев дал свою оценку происходившим событиям на улицах Алматы и Нур-Султана.
«К сожалению, эти граждане пользовались информацией извне, подталкивались к незаконным действиям, ставили под угрозу спокойствие и безопасность других граждан. В связи с чем они обращались в органы полиции с просьбой обеспечить их спокойствие. Поэтому я, пользуясь возможностью, хотел бы выразить благодарность сотрудникам полиции, которые профессионально и достойно несли свою службу. Трое полицейских попали в госпитали, в больницы, получив ранения со стороны демонстрантов. Что касается протестов, которые высказывались со стороны этих граждан, в принципиальном плане считаю необходимым предложить форму диалога. Я уже говорил о том, что будет создан Комитет общественного доверия, в который войдут представители различных кругов нашего общества, где мы сможем обмениваться мнениями», – сказал он на пресс-конференции по итогам выборов.
Между тем занявший второе место кандидат от национал-патриотического движения «Ұлт тағдыры» Амиржан Косанов, заявлявший себя как оппозиционный кандидат, раньше всех признал итоги выборов и поздравил Касым-Жомарта Токаева с победой.
«Я хочу поздравить с победой и думаю, что его слова о необходимости диалога между обществом и властью не останутся пустым звуком, а будут реализованы. И в том числе мы, как оппозиция, как демократические силы, будем настроены на такую совместную битву», – сказал он в прямом эфире казахстанских телеканалов.
Общественность не оценила действий кандидата, за которого было отдано 16,02%голосов. Многие пользователи соцсетей посчитали, что оппозиционный в кавычкахкандидат просто «слился». Однако Амиржан Косанов заявил, чтоподнял планку оценки легитимизации казахстанской оппозиции.
«Пусть извинит меня Серикболсын-ага (Серикболсын Абдильдин. – Ред.), пусть извинит меня Жармахан Туякбай, но я это сделал. Я считаю, что это большая психологическая, политическая победа», – уверяет он.
Что касается протестов на улицах, то он сказал, что подобные мероприятия являются политическими провокациями.
Окончательные итоги президентских выборов ЦИК озвучил 10 июня: за Касым-Жомарта Токаева проголосовали 6 539 715 казахстанцев, в результате чего он набрал 70,96%; за Жамбыла Ахметбекова проголосовало 167 649 избирателей (1,82% голосующих), за Данию Еспаеву – 465 714 человек (5,05%), за Амиржана Косанова – 1 495 401 голос (16,23%), за Толеутая Рахимбекова – 280 451 голос (3,03%), за Амангельды Таспихова – 182 898 голосов (1,98%), за Садыбека Тугела – 84 582 голоса (0,92%).
Депутатское мнение
Член фракции партии «Ак жол» Меруерт Казбекова, коммунист Галина Баймаханова, депутат партии «Nur Otan» Альберт Рау прокомментировали итоги президентских выборов
«Конечно, мы рассчитывали на второе место и активно над этим работали. Нам нужен был женский электорат. Тем более в Казахстане 52% населения – женщины. Каким бы ни был результат, благодаря нашему кандидату (Дание Еспаевой. – Ред.) нам удалось сломать стереотипы. Сегодня, так скажем, женское поле представлено только нами. В этом преимущество нашей фракции», – рассказала в кулуарах мажилиса Меруерт Казбекова. Ответила она и на другие вопросы журналистов.
- Что в вашей партии думают о нарушениях, которые зафиксированы в ходе избирательного процесса?
- Эти выборы отличаются от предыдущих большой активностью наших граждан в соцсетях. Поэтому все те безобразия, которые творились на участках, были зафиксированы соответствующим образом. Сама прокуратура признала порядка 19 фактов нарушений. Я думаю, что соответствующие органы должны наказать людей за вбросы бюллетеней, вряд ликандидаты говорили им такое делать. Это просто люди, которые отвечали за агитацию на местахи таким образом «хорошо отчитывались». Они должны быть наказаны повсей строгости и суровости закона.
- Что вы думаете о низкой явке избирателей в Алматы?
- На мой взгляд, в этом городе в основном живут деловые люди. В их числе активная бизнес-молодежь, которая считает, что их дела важнее, чем выборы. И потом было воскресенье, многие отправилась за город. Поэтому мы не раз говорили о том, что пора вводитьэлектронное голосование, просто через цифровую подпись. Это технически можно сделать. Так явка была бы гораздо выше.
В КНПК отметили, что довольны результатами выборов.
«Вполне нормальные результаты. Пока это притирка, так скажем. На мой взгляд, появление женщины в выборах, несомненно, сказалось на итогах. И потом участвовал Косанов, к которому ушел оппозиционный электорат. Мы думали, что будет лучше, но так сложилась ситуация», – полагает Галина Баймаханова.
Для многих казахстанцев 70,96% голосов за Касым-Жомарта Токаева кажутся неубедительными. С учетом того, что его предшественник Нурсултан Назарбаев никогда не набирал на выборах меньше 80% голосов.
«Здесь глупо что-либо сравнивать. Все-таки Елбасы работал на свои показатели всю жизнь. Конечно, для нас даже 70% кажутся непривычными. В любом случае наш кандидат даже не хочет слышать слово победа. Потому что это не победа над кем-то. Это признание определенной части избирателей. А он президент для всех. Вот и все», – говорит Альберт Рау.
Кандидат от партии «Ак Жол» Дания Еспаева ожидала получить большее количество голосов на выборах.Ее программу поддержали не только многие женщины, но и значительная часть мужского электората. Она уверена, что ее участие в выборах стало историческим.
- Дания Мадиевна, какие у вас ощущения после выборов?
- Я рада тому, что вошла в первую тройку. Для женщины, которая впервые вышла на политическую сцену, это уже хорошо. Тем более партия «Ак жол» показала основные принципы равноправия полов, выдвинув в кандидаты женщину. В то время как во фракциимного сильных и умных мужчин. Но все-таки эти же мужчины от партии выдвинули меня. Это большое достижение, в первую очередь, самой партии. Это был риск. Все-таки есть понятие азиатского менталитета, а мы с вами живем в Казахстане. Но как показали результаты выборов, мы не ошиблись.
- Вы остались довольны результатами голосования?
- В целом у меня должно быть больше голосов. Моя программа проста и реальна, без какого-либо популизма. Многие женщины и мужчины на наших встречах говорили, что будут голосовать за меня, поэтому я ожидала получить не менее 10-15%. Надеюсь, что наблюдатели и члены ЦИК подошли ответственно к выборам. Поэтому я не буду оспаривать результаты.
- Все-таки сильно расстроились меньшим количеством голосов?
- Вначале да. Затопотом я осознала, что в любом случае одержала победу, перевернула политическую историю Казахстана. Даже тем, что набрала столько голосов, сколько получилось набрать. Это большой прорыв. До меня это дошло чуть позже. Уже на следующе утро я поняла, что совершила прорыв.
- Что вы думаете о митингах в день выборов? Какой позиции придерживаетсяфракция «Ак жол» в данном случае?
- Правоохранительные органы должны были работать в рамках закона. Окончательный вердикт нашей партии мы огласим только после того, как услышим обе стороны. Надо услышать позицию полиции и тех, кто митинговал. Делать выводы только на основе соцсетей сложно.
- Вы готовы баллотироваться на следующих президентских выборах?
-Все зависит от решения партии, хотя свою кандидатуру я готова предложить. Если не будут против однопартийцы. В любом случае мы будем применять наработанный опыт на парламентских выборах. Для нас это было хорошей репетицией.