Поиск инвесторов для текстильных гигантов региона запускает акимат Шымкента. Судьбу фабрик АО «Меланж», АО «Ютекс» и АО «Ютекс.kz», входящих в группу компаний Textiles.kz,теперь могут изменить лишь те, кто пожелает вложить средства и взять под свою финансовую опеку предприятия, которые долгие годы были флагманами легкой промышленности страны, а за последние три года успели стать банкротами.
Большая история
В 2002 году на текстильной фабрике АО «Меланж» после многолетнего простоя началась вторая жизнь. Наладили прядильное и крутильно-мотальное производства, крашение пряжи, запустили красильно-отделочный комплекс. «Ютекс» тем временем производил трикотажную хлопчатобумажную пряжу для производства элитных тканей, махровых изделий, чулок и носков. Выпускать продукцию хорошего качества позволяло современное оборудование. Готовую продукцию отправляли не только в соседние страны, но и в Италию, Германию, Испанию, Литву. В год на предприятии выпускали около 25 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи, столько же погонных метров ткани. А в 2008-м было запущено швейное производство, которое в год позволяло выпускать на рынок около миллиона единиц готовых изделий домашнего текстиля.
Однако кризис 2008-2009 годов внес свои коррективы. В эту пору резко подскочил в цене хлопок, и он продолжал расти. Если в январе 2010 года тонна сырца стоила $1300, то к январю 2011-го его стоимость выросла в 4 раза и составила почти $5 тыс. При такой цене практически не было шансов продолжить успешно работать. Тяготил и огромный кредит в сумме $88 млн, который компания взяла у Банка развития Казахстана на строительство третьей фабрики «Ютекс.kz». Выйти из сложной ситуации своими силами не получалось. Долги росли, к тому же в 2012 году межрайонный экономический суд ЮКО постановил взыскать все имущество в пользу банка. Спустя два года после простоя текстильные фабрики вынуждены были стать участниками программы оздоровления конкуретоспособных производств. Правда, тогда никто не мог предположить, чем все закончится.
Провальное спасение
План спасения предприятий заключался в том, что АО «Инвестиционный фонд Казахстана» создает «дочку» ТОО «Capital Logistics», которое должно было взять на себя обязательства по обеспечению хлопковым сырьем фабрик. Кроме того, должны были привлечь средства для запуска фабрики в свободной экономической зоне. В сентябре 2014 года для исполнения обязательств открывается финансирование в объеме $64,5 млн. Предполагалось, что сначала будут погашены долги перед БРК до 2022 года, потом группа компаний Textiles.kz начнет исполнять обязательства группы перед фондом, речь шла о сумме $40 млн.
В простаивающих цехах текстильных фабрик жизнь закипела в ноябре 2014 года. После двух лет простоя коллектив вернулся на рабочие места. Планировалось, что фабрики будут в год выпускать 17,8 тыс. тонн пряжи, 8,4 млн погонных метров готовых тканей. Обещали 30% готовой продукции оставлять в стране, а 70% экспортировать в Европу и Китай. Первое время фабрики действительно шли на рекорд по количеству и качеству готовой продукции. За год и 4 месяца у кредиторов не возникало вопросов, а у потребителей продукции – претензий к выполнению договоров. Правда, потом неожиданно все пошло не так.
«В начале 2016 года Инвестиционный фонд Казахстана предложил передать все имущество фабрик на его баланс, объясняя тем, что это улучшит условия реализации проекта и сократит производственные траты. Обговаривалось, что это будет договор о доверительном управлении с обратным выкупом или правом привлечения инвестора», – вспоминает экс-президент группы компаний «Textiles.kz» Шолпан Джарасова.
Акционеры с таким предложением согласились, однако через некоторое время очень об этом пожалели. Крупнейший экспортер региона простаивает уже три года.
Три года неопределенности
Десятки рабочих предприятий «Меланж» и «Ютекс» пытаются выяснить, почему уже три года простаивают их фабрики, а в цехах гниет дорогостоящее оборудование. Все это время без работы более 800 специалистов. В 2016 году все они получили уведомления о том, что предприятие останавливается на трое суток.
Неожиданно для руководителей группы компаний «Textiles.kz» Инвестиционный фонд Казахстана стал инициатором судебного иска. Причина якобы в грубых нарушениях по плану оздоровления. «Да, был договор с БРК. Когда наступил кризис, мы не смогли купить хлопок в 2012 году. Сейчас Инвестиционный фонд Казахстана предоставляет в суде этот договор, который не имеет к ним никакого отношения, потому что с фондом мы начали работать в 2014 году. А между тем фонд на основании этого договора уверяет, что мы неплатежеспособны и не погашаем выплаты по графику. Суды проигрывает якобы потому, что задолжали по выплатам», – рассказывает начальник производства «Ютекс» Валентина Блинова.
Работники «Меланж» и «Ютекс» уверяют, что за год и 4 месяца фабрики наработали сырья на 2 млрд 300 млн. Мол, все склады были забиты так, что шаг сделать было сложно. Правда, куда все исчезло, не знают.
«Мы наработали ткани и пряжи на 2 млрд, а они продали ниже себестоимости на 620 млн. У меня все склады были забиты. Думаю, что эта остановка готовилась заранее. Почему-то ведь не давали разрешение на вывоз продукции», – говорит начальник ткацкого производства Жумагуль Байжанова.
Из-за того, что фуры, загруженные готовой продукцией, не могли выехать к заказчикам, эти самые заказчики стали расторгать договоры.
Судебные иски – причины простоя
В Инвестиционном фонде Казахстана сразу заявили: мол, губить стратегические текстильные предприятия никто не собирается. Они бы их и раньше запустили, вот только судебные иски со стороны руководства предприятий парализовали всю работу по поиску инвесторов. Еще в конце декабря 2018 года в СМЭС Шымкента поступил иск АО «Ютекс-KZ» к Фонду и ТОО «CapitalLogistics» о признании незаконным действия о продаже текстильных фабрик и оборудования. А в то время на интернет-ресурсе Фонда как раз появилось объявление о предстоящей продаже предприятий. В итоге суд запрещает любые действия, связанные с продажей самих фабрик и текстильного оборудования. С тех пор началась судебная волокита. За это время, рассказывают в Инвестиционном фонде Казахстана, АО «Меланж» и АО «Ютекс» в судебном порядке признаются банкротами, а АО «Ютекс-KZ» – предприятием без производственных мощностей. Все реабилитационные процедуры по посткризисному восстановлению, которые намечалось проводить на фабриках, не дали положительного результата. Кроме того, по данным сотрудников Фонда, руководители текстильных предприятий допустили нарушения взятых на себя обязательств. В итоге все заложенное имущество, среди которого и сами фабрики, передано на баланс Фонда в счет исполнения обязательств по договорам банковского займа.
«Руководство предприятий дважды получало денежные средства в рамках оказания господдержки, но не выполняло взятые на себя обязательства. 26 апреля 2019 года Верховный суд отменяет ранее принятые обеспечительные меры. Определение суда вступило в силу спустя 10 кадендарных дней», – рассказала пресс-секретарь Инвестиционного фонда Казахстана Надежда Шаяхметова.
В акимате Шымкента также заявили, что «Меланж» и «Ютекс» они не намерены бросать на произвол судьбы, вот только еще не решили, как будут их вытаскивать из долговой ямы и запускать производство. Мол, только 26 марта Верховный суд поставил точку в споре между Инвестиционным фондом Казахстана и теперь уже экс-президентом фабрик Шолпан Джарасовой.
«Ими владеет компания «Capital Logistics». «Ютекс» и «Меланж» были закредитованы в БРК. У БРК есть сестринское предприятие «Инвестиционный фонд Казахстана». В марте 2016 года активы компании «Textiles.kz» переданы на баланс фонда. Однако в 2016 году бывшие владельцы подали в суд. И более 3 лет заняло время на суды. Но 26 марта 2019 года Верховный суд РК вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о пересмотре судебных актов, об отказов в удовлетворении требований заявителей к Инвестиционному фонду Казахстана. Верховный суд поставил точку», – говорит руководитель управления предпринимательства Шымкента Нуркен Бегулиев.
Сразу после решения Верховного суда, рассказывает чиновник, начали готовить меморандум между СПК «Shymkent» и Инвестиционным фондом Казахстана. То есть теперь акимат Шымкента точно знает, кто хозяин текстильных фабрик. Теперь для них будут искать инвесторов.