На днях компания QAZAQ AIR приняла в собственный воздушный флот четвертый региональный лайнер Bombardier Q400 NextGen с регистрационным номером P4-FLY (MSN 4595). Уже к концу апреля, по прогнозам перевозчика, воздушное судно начнет выполнять регулярные авиарейсы.
Отметим, что на сегодняшний день ангар авиакомпании является самым молодым в стране и представлен исключительно судами моделиBombardier Q400 NextGen. А в мае текущего года здесь ожидают пятый аналогичный самолет MSN 4598. Корреспондент «Капитал.kz» побывал на презентации Q400 в Торонто, посвященной передаче судна канадским производителем казахстанскому партнеру, оценил производственные мощности завода и определил преимущества региональных турбовинтовых лайнеров.
Пополнение воздушного парка авиакомпании QAZAQ AIR четвертым судном – событие важное для развития казахстанской авиации в целом. Значимость его красноречиво подтверждает состав делегации, присутствовавшей на презентации: руководящий состав компании-перевозчика во главе с и.о. председателя правления авиакомпании Аделем Даулетбеком, мероприятие также посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Канаде Акылбек Камалдинов. Говорили о новом судне, его достоинствах, о том, насколько взаимовыгодно сотрудничество канадского производителя Bombardier Commercial Aircraft с Казахстаном, о планах на будущее.
Так, по словам Аделя Даулетбека, именно благодаря самолётам Bombardier Q400 NextGen, которые казахстанский региональный авиаперевозчик успешно использует с 2015 года, стало возможно построение эффективной маршрутной сети, связавшей между собой регионы республики.
«Расширение воздушного флота авиакомпании двумя новыми лайнерами позволит QAZAQ AIR увеличить частоты по уже существующим маршрутам внутри Республики Казахстан, а также запустить регулярные рейсы по зарубежным направлениям, охватив близлежащие города в приграничных регионах соседних стран», – отметил он.
Канадская сторона-производитель лайнеров также поспешила со словами благодарности в адрес партнера из Казахстана и еще раз заверила в правильности выбора при пополнении парка.
«Мы поздравляем QAZAQ AIR с расширением маршрутной сети, – сказал вице-президент по коммерческим операциям компании Bombardier Commercial Aircraft Росс Митчелл. – Региональные лайнеры Q400 NextGen продолжают показывать отличные результаты по всему миру. Скорость этих лайнеров, дальность полета, топливная эффективность, и особенно возможность работы при температуре до -54°C делают их идеальными для полетов на региональных маршрутах QAZAQ AIR».
Кто производит самолеты для Казахстана?
Bombardier Commercial Aircraft – канадская компания, является одним из крупнейших производителей самолетов в мире. В компании представлены два подразделения: одно направлено на развитие авиакосмических технологий, второе – железнодорожное. Основатель компании – Жозеф-Арман Бомбардье, первым изобретением которого были моторизованные сани, прототип современных снегоходов. Официально компания существует с 1942 года, на сегодняшний день здесь трудятся 68 тысяч человек. В прошлом году прибыль Bombardier Commercial Aircraft достигла $16,2 млрд. Компания относится к крупнейшим мировым производителям самолетов бизнес-класса и регионального предназначения, занимает четвертую строчку в мировом рейтинге производителей гражданских самолетов после Boeing, Airbus и Embraer. Всего разработано порядка 34 различных моделей самолетов и их модификаций. По данным представителя компании, ежегодно здесь производят как минимум одну новую модель лайнера.
В Казахстане канадский судостроитель представлен коммерческими самолетами модели CRJ, которыми владеет авиакомпания SCAT, Q400 компании QAZAQ AIR. Также имеются модели Q300, которые летают на месторождение Тенгиз, несколько бизнес-джетов Challenger и Global Express.
«Наш прогноз на ближайшие 20 лет – произвести около 6 тысяч новых самолетов. Рынок растет. Мы планируем около 400 поставок в регионы СНГ в ближайшие десятилетия. Есть статистика, которая нам очень греет душу: в мире каждые 3 секунды взлетает и садится одно воздушное судно производства Bombardier», – сказал директор по продажам канадской компании Марк Гилберт.
Успех модели Q400: почему региональные лайнеры интересны Казахстану?
На сегодняшний день более 60 операторов во всем мире владеют самолетами Q400. Всего продано 600 лайнеров. Так, первой летать на Q400 начали пассажиры авиакомпании «Аврора» на Сахалине, которая является частью компании «Аэрофлот». В списке крупных заказчиков, ожидающих свои суда сегодня, – филиппинские авиалинии Philippine Airlines, тайские авиалинии NOKAIR, а также эфиопские авиалинии Ethiopian Airlines.
«На наш взгляд, это наилучшее соотношение скорости, вместимости воздушного судна и дальности полета. Для Казахстана это самое выгодное соотношение. С 2013-2014 года 3 бизнес-плана по использованию Q400 было представлено в вашей стране. На сегодняшний день в Казахстане на судах Q400 авиакомпании QAZAQ AIR было перевезено 830 тысяч пассажиров. И это все на трех самолетах. У нас есть несколько столпов, на которых держится Q400 в Казахстане – это успешная программа эксплуатации, хорошие рекомендации, превосходная производительность, пассажирское восприятие самолета, экономическая эффективность. Еще одна особенность нашей модели – возможность посадки и взлета с аэродромов среди гор. А ключевое преимущество – возможность эксплуатировать судно при температуре-54 градусов по Цельсию, что очень важно для Казахстана», – рассказал Марк Гилберт.
Если говорить о преимуществах модели Q400 в цифрах: турбовинтовой самолет сжигает на 70% меньше топлива, чем реактивный самолет при тех же условиях на таком же коротком маршруте. Что касается пассажирского восприятия: помимо высокого салона самолета и просторных иллюминаторов, в Q400 работает система ANVS– ответственная за подавление шума и вибрации.
Производственные показатели: цена/качество
Если анализировать соотношение стоимости турбовинтового самолета и конечного результата, показатели здесь сопоставимы со стоимостью реактивного самолета. Различают два основных экономических аспекта для определения экономической эффективности самолета – seatcost (стоимость кресла) и tripcost (стоимость полета в целом).
При эксплуатации судна в 76 кресел seat cost может быть гораздо больше, а trip cost значительно выше, чем, если бы использовался самолет в 86 мест. В последнем случае показатели по стоимости кресла выравниваются с данными полета на джете.
«Если на Q400 стоимость билета будет 50 долларов, следовательно, понадобится 58 пассажиров, чтобы достичь безубыточности рейса. На А320 нужен 101 пассажир, чтобы обеспечить безубыточность рейса. На региональных маршрутах сложно как раз набрать необходимое количество пассажиров – более 100 человек. Поэтому, если кто-то говорит, что Airbusна коротких маршрутах будет дешевле, чем наш самолет, мы будем с этим спорить. Мы видим, что при 50 долларах стоимости билета для Q400 нужно 58 мест продать. При том же количестве пассажиров для E190 Embraer понадобится установить цену в 68 долларов, а для А320 – 87 долларов за место», – пояснил Марк Гилберт.
Такое соотношение показателей также накладывает определенные ограничения на построение маршрутов. Там, где А320 должен летать через день, чтобы набрать пассажиропоток, Q400 может летать каждый день или даже несколько раз в день, утверждают в компании-производителе.
Для справки. Авиакомпания QAZAQ AIR обслуживает региональные маршруты в Казахстане, 100% акций перевозчика принадлежит АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». Воздушный флот QAZAQ AIR является самым молодым среди авиакомпаний Казахстана и состоит из трех современных комфортабельных турбовинтовых лайнеров Bombardier Q400 NextGen на 78 посадочных мест, средний возраст которых два года.