USD
421.58₸ ↑
+0.820
EUR
496.83₸ ↓
-1.770
RUB
5.53₸ ↓
-0.070
BRENT
41.64$ ↓
-0.180
BTC
10401.00$ ↓
-0.047
ETH
337.11$ ↓
-0.092
LTC
43.18$ ↓
-0.084
ГлавнаяГосударствоЧерные списки участников госзакупок должны уменьшиться

Черные списки участников госзакупок должны уменьшиться

С 2019 года система госзакупок стала лояльнее

Законодательство в сфере государственных закупок становится лояльнее. Теперь вероятность того, что недобросовестный участник госзакупок попадет в черный список, снизилась. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщил директор юридической компании Suleiman&Partners Станислав Лопатин.

По его словам, в конце декабря 2018 года в Закон РК «О государственных закупках» были внесены поправки. Они вступили в силу с 1 января 2019 года.

Ранее, если участник госзакупок исполнял свои обязательства перед заказчиком не в полном объеме или не в срок, то заказчик обязан был подать на своего недобросовестного подрядчика в суд. «Например, если подрядчик, победивший в закупках, должен был поставить кирпич 18 февраля, а поставил 19 февраля, то автоматически такое дело сразу же попадало в суд. Особенно если срок поставки продукции нарушался на 3-4 дня и более. На суде уже выяснялась степень вины поставщика, какие обстоятельства повлияли на задержку поставки продукции», - рассказывает Станислав Лопатин.

Он считает, что ранее после неблагоприятного решения суда некоторые подрядчики, чтобы не попасть в черный список, были вынуждены решать вопрос незаконными методами. «Можно сказать, что для судебной системы дела по госзакупкам относились к высокому коррупционному риску. Но были и судебные процессы, когда честным путем удавалось доказать, что подрядчик задерживал поставку продукции из-за каких-то форс-мажорных ситуаций, которые не зависели от подрядчика. К примеру, бывает так, что строительная компания начинает рыть котлован и на месте котлована обнаруживается кабель. Естественно, стройка может заморозиться по не зависящим от подрядчика причинам», - рассказывает Станислав Лопатин.

Теперь же, с 2019 года, даже после простоя производства, срыва сроков на 1-4 дня заказчику совсем не обязательно обращаться в суд. «Можно сказать, что произошла маленькая революция на рынке госзакупа. Раньше Генеральная прокуратура, Инспекция финансового контроля постоянно «давили» на госорганы, если они не отправляли дела по недобросовестным подрядчикам в суд. За необращение в суд заказчиков штрафовали», - отмечает собеседник.

Он уточняет, что поправка в Закон РК «О государственных закупках» благоприятно повлияет на рынок. «Дело в том, что даже не во всех госорганах были юристы, которые могли грамотно составить иск и вести дела по недобросовестным подрядчикам. К тому же за счет поправки разгрузились суды, снизится уровень коррупции. Теперь у предпринимателей и заказчиков появилось возможность между собой улаживать какие-то споры по госзакупкам, не всегда привлекая суд», - подчеркивает Станислав Лопатин.

Кто включается в черный список?

Обозначим основные условия, почему компании могут попасть в реестр недобросовестных участников госзакупок. Во-первых, когда участник госзакупок на стадии конкурса предоставил недостоверную информацию об организации. К примеру, если поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной (аукционной) документации.

Во-вторых, в черный список компания может попасть, если подрядчик не в полном объеме или ненадлежащим образом выполнил свои обязательства по договору о госзакупках.

Также в реестр недобросовестных участников госзакупок поставщик может попасть, если он уклонился от заключения договора о госзакупках: выиграл конкурс и не захотел заключать договор.

Те компании, которые уже попали в черный список, не будут допускаться к участию в госзакупках в течение двух лет. Это касается не только компаний, но и учредителей этих организаций.

Как изменилась система госзакупа с 2019 года

С 1 января 2019 года в Казахстане на рынке госзакупок произошли изменения. Изменения были направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора.

Уточнялось, что поправки позволят решить три главные проблемы: чрезмерная зарегламентированность закупок, низкая квалификация участников закупок и большая доля закупок из одного источника.

«Во-первых, увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника с 100 МРП до 500 МРП. Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам. В основном эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых. В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3 тыс. МРП. Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок», - отметили в Министерстве финансов РК.

Во-вторых, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1000 МРП) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.

«Это обосновано тем, что сейчас в закупках способом запроса ценовых предложений имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Такая продукция в целом соответствует техническим характеристикам, указанным в технической спецификации. Однако после приемки товаров и его эксплуатации они выходят из строя», - объяснили в ведомстве.

С 2019 года будет усовершенствована система централизованных закупок. Централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровне на базе действующих единых организаторов.

«Сейчас каждый областной и районный акимат утверждают свой Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единообразного подхода теперь закупки Единых организаторов будут определяться Минфином. За счет этого будут четко разграничены закупки централизованных служб», - отметили в Министерстве финансов РК.

Кроме того, в рамках централизованных государственных закупок предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объемы.

Также будут повышены квалификации и ответственности участников системы госзакупок.

Потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, запрещен просмотр документов других участников.

Как сообщили в Минфине, веб-портал государственных закупок с 2019 года стал платным.

Чтобы получить доступ к сайту госзакупок, потенциальные поставщики должны будут предварительно заключить договор и внести оплату. Стоимость услуги теперь определяется максимальной суммой заявки или договора:

  • до одного млн тенге – 1 МРП (2525 тенге) в год;
  • до 10 млн тенге – 10 МРП (25 250 тенге) в год;
  • до 100 млн тенге – 20 МРП (50 500 тенге) в год;
  • до одного млрд тенге – 60 МРП (151 500 тенге) в год;
  • если предельная сумма не ограничена, оплата составит 122 МРП (308 050) в год.
Оплачивать за пользование сайтом госзакупок нужно будет один раз в год. В личных кабинетах на веб-портале с 1 января должна была появиться вкладка «электронный кошелек» для оплаты тарифа на пользование сайтом. С 27 декабря 2018 года заплатить за пользование сайтов госреестра можно через АО «Центр электронной коммерции».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: